Статьи Федерального закона РФ 101-ФЗ

Статуя Фемиды

В законодательстве есть ряд специальных норм, которые регулируют действия, связанные с непосредственным владением и распоряжением сельскохозяйственными землями. Это 101 ФЗ, где конкретно описаны все правила, принятые ограничения, необходимые для осуществления разнообразных сделок, предметом которых выступает надел.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: что регламентирует

Сам закон был разработан и принят Госдумой 26.07.2002 года, прошел одобрение позднее, 10 июля 2002 г. Затем были внесены определенные поправки 3 июля 2016 года.

Кого касается? Как известно, оборот земли контролируется государством. Выражается это в статьях данного закона. Что именно регламентируется:

  • правоотношения между землепользователями (арендаторами, владельцами) и государством;
  • сделки, проводимые для перевода наделов (договора купли-продажи, обмена, аренды, дарения, завещания);
  • требуемые документы (для сопровождения проводимых действий);
  • различные процедуры, установленные законом (межевание, возможность смены существующей категории);
  • процессы предоставления или, наоборот, изъятия земельных участков.

Важно: законодательство налагает на всех землепользователей определенные обязательства, но взамен оно помогает им защитить права. Также борется с фактами самовольного присвоения и использования бесхозных наделов.

Краткое описание и структура нормативного акта

Актуальность данного законопроекта определена современным рынком недвижимости и особенностями государственной власти. Например, гражданам местная администрация может выделять (предоставлять бесплатно, продавать или давать во временную аренду) наделы. Нельзя перевести недвижимость без правовой действующей поддержки.

Что именно изложено в тексте Федерального закона 101:

ГлавыОписание
1 главаОбщие положения. Представлены подробные сведения, касающиеся сферы, куда распространяется ФЗ-101, идет описание сторон основных сделок, участники правоотношений. Передан подробный список лиц, не имеющих гражданства, иностранцев, также иностранных юрлиц, имеющих 50% (и больше) долей наделов.

Для землепользователей разработаны специальные требования, касающиеся размеров и местоположения, описанные в настоящем ФЗ-101. Обязанности граждан, которым фактически право собственности никак не принадлежит, выполнить отчуждение.

Описаны все процессы, подробности изъятия и залога таких сельскохозяйственных участков. Сведения, касающиеся иностранных лиц — землевладельцев, делают нормативный акт международным. Это неудивительно, ведь в Российской Федерации недвижимость могут приобретать и иностранцы. Подобные сделки также должны регулироваться
2 главаПеречислены подробно особенности и все нюансы:

- совершаемого оборота наделов;

- договора (содержание, требования к общей структуре);

- формы документов (для примера, их можно спокойно использовать);

- принципы оформления сделок (дарение, купля-продажа, аренда);

- перевод гражданам земли, ранее находящейся у государства (местной власти);

- оформления наследства (сохранение надела, передача его потомкам)
3 главаСодержание касается:

- оборота наделов, находящихся в общей доле;

- нюансы всех совершаемых сделок;

- особенность преобразования простой земли в надел, имеющий долевую собственность, где владельцы получат паи (касается территорий сельсхозназначения)
4 главаДополнительные и последние (заключительные) положения. Дана информация, касающаяся правоотношений активных участников (дольщиков), правоотношений граждан-владельцев с государственной властью.

Список бумаг (правоустанавливающих), которые требуются для правильного оформления и последующей регистрации всех совершаемых сделок.

Подробно описано само понятие «участок»

Весы Фемиды, молоточек

Важно: назначение законопроекта — помогать гражданам правильно проводить и оформлять сделки, предметом которых является земельный участок.

Последние изменения

Последняя редакция данного законопроекта «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пришлась на 3 июля 2016 года.

Таким образом, в 5 статье, 1 пункт был подправлен термин «орган, осуществляющий…». Изменилась, внесена конкретика: «федеральный орган исполнительной власти». Кроме наименования, указаны задачи его:

  • осуществление официального кадастрового учета;
  • госрегистрация прав;
  • ведение госреестра;
  • предоставление сведений, имеющихся в данном реестре.

В тексте 6 статьи указано право государства изъять у нерадивого собственника земельные угодья. Например, если гражданин допускал какие-то нарушения в применении участка. Как известно, в системе Росреестра имеется подробная характеристика всех зарегистрированных там территорий. Площадь, дата межевания, аграрное предназначение. Согласно законодательству пользователь должен следовать им. Предоставлены ему угодья для ИЖС — значит, организовать строительство. Написано, «ЛПХ» — вести хозяйство.

Впрочем, 6 статья имеет уточнение. Нельзя забирать наделы, если человек приобрел их через ипотеку. Также местные власти не могут забирать имущество, ставшее предметом возбужденного дела о грядущем банкротстве.

Важно: чтобы насильственно забрать имущество у законного владельца, власти должны иметь решение суда.

Последние изменения, касающиеся 8 статьи, были приняты раньше, в 2005 году. Получается, когда земельный участок, отнесенный к сельскохозяйственным, был имуществом государства, среди покупателей преимущество будет у образовательных учреждений. Они вправе приобрести его по минимальной из выявленных оценщиков стоимости продажи.

Однако когда покупатель — физическое лицо или ИП (не образовательное учреждение), он обязан перед совершением сделки предупредить местную администрацию (муниципалитет), отправив им письменное извещение, где укажет:

  • точную цену, способ производимой оплаты, вид залога;
  • сроки осуществления планируемой сделки, подписание договора (согласно данному нормативному акту максимальный срок будет 90 дней);
  • цели, зачем он приобретает территорию (осуществление аграрной или промышленной деятельности);
  • точная информация, касающаяся участка.

Важно: исполнительное производство этого нормативного акта гарантирует не только правовое сопровождение всех совершаемых сделок, но и обеспечивает безопасность участвующим сторонам.

Мужчина подписывает документацию

Статья 10 посвящена нюансам, также процессам, согласно которым физическим или юридическим лицам осуществляется передача надела. Продается, отдается временно, в аренду. Когда нарушений никаких не выявлено, арендатор вправе приобрести отданный ему участок, продлить контракт.

Примеры использования закона

Гражданин Н. решил стать арендатором. Он с арендодателем составил специальный договор, по которому будут основываться передача земельного объекта. Однако соглашение признано не заключенным, там нет сведений, касающихся кадастрового учета. Поэтому объект заключаемых арендных отношений официально идентифицировать никак нельзя.

Администрация района, получив такой комментарий Росреестра, посетила арбитражный суд с иском, чтобы признать данный договор аренды официально не заключенным, ведь объект сделки не согласовали.

Арендуемую землю невозможно зарегистрировать, нарушены требования нескольких статей — 6, 80 ЗК РФ. Вот чем был мотивирован составленный иск. Суд, изучив материалы, удовлетворил его. Он принял решение, что представленный договор неполный, там нет данных, позволяющих впоследствии осуществить идентификацию арендуемого объекта.

Собственник, имеющий долю, может осуществить выдел своей установленной доли земли из объекта общей собственности. Если соблюдены все установленные условия для подобной процедуры.

Важно: применение данного законопроекта обусловлено фактическим использованием приобретаемой гражданином собственности. Не зря ведь в кадастре, кроме даты приобретения и кадастрового плана, имеется еще категория земли.

Разъяснение сложных моментов

Порой сложности вызывают самые простые понятия. Например, какие территории можно отнести к землям сельхозназначения? Если на земле:

  • выращен сад, цветет виноградник или расположена бахча;
  • есть просторные обработанные поля, и там выращивается все, что можно есть (злаки, овощи);
  • устроено садоводство;
  • находятся пастбища;
  • сенокосные луга;
  • растут леса.

Договор, скрепленный замком

Вот такие участки можно считать сельскохозяйственными. Для регулирования их использования создан данный нормативный акт. Несомненным плюсом является подробное изложение правовых норм по пунктам и масштаб охвата. Ведь ФЗ-101 касается не только граждан РФ, также иностранцев, если они имеют долю или весь надел.

Стоит помнить, что ФЗ-101 не вся существующая законодательная база, которую должен учитывать любой арендатор или землевладелец. Есть еще ЗК РФ, нормы ГК РФ. Но в частности именно 101 закон помогает разъяснить все права, обязанности и возможности людей, получивших надел.

Почему законодательство ужесточает принятые требования к собственникам? Причем особое внимание они стараются уделить именно земле. Причина — бесхозные угодья. Люди могут годами владеть или быть арендаторами определенной территории, притом не волнуются о необходимости своевременного межевания, проведения регистрации. Итог — увеличивается количество ничей, бесхозной земли. Это усложняет задачи Росреестра. Новые требования помогают систематизировать имущественный оборот в стране. Причем это касается всех разновидностей недвижимости — квартир, домов, угодий.

Все землепользователи имеют определенные обязательства. Неважно, будет то простой гражданин или предприятие (юридическое лицо). Прежде всего, это налоги (земельный налог). Проведение регистрации, правильное использование угодий. Владелец должен четко придерживаться указанной в выписке ЕГРН категории земли.

Ссылка на основную публикацию