Чем определяются правовые режимы земель

Фото 1

Термин «правовой режим земель» применяется с целью выявить характер общественных отношений по вопросам земли. Чем определяется правовой режим земель? Земельные законы определяют его в виде прав собственности на землю, управления и охраны земель и наступления ответственности за правонарушения в данной сфере.

Разновидности земельного регулирования

Общий правовой режим включает в себя всю совокупность наделов государства и устанавливает земельный правопорядок. Земля служит основой жизнедеятельности людей, важнейшим природным объектом, недвижимым имуществом, предметом права собственности. При ее использовании следует руководствоваться природоохранительными принципами, беречь способность быть средством производства в сельской и лесной сфере и служить основой хозяйствования. Земельный массив имеет различные природные качества и свойства (плодородие, наличие воды и лесов, полезных ископаемых).

Понятие правового режима территорий относится к его различным типам:

Свойства общего правового режимаСвойства особого правового режимаСвойства специального правового режимаСвойства смешанного правового режима
Включение всех земель РФВключение отдельных видов земельВключение конкретных, определенных земельных участковВключение земель разного назначения

Особым правовым режимом регулируются виды территорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • поселенческие (расположены населенные пункты);
  • общепромышленные (расположение предприятий, транспортных магистралей, линий связи, энергетических объектов);
  • земли под особой охраной (нахождение оборонных объектов);
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • запасные.

Фото 2

Нет иерархии в подчинении одних территорий другими.

Как определить правовой режим

Деление земельного массива на категории — главный способ в определении правового режимного регулирования. Земельные участки отличаются разным качеством, природными характеристиками, экономическим и социальным значением. Категорией территории считается наличие приблизительно одинаковых делянок исходя из их природного, хозяйственного, общественного и экологического значения. Наделы разной категории должны использоваться согласно назначению. Законодательно разрешен их перевод из одной целевой группы в другую. Переход земель по категориям осуществляется соответственно нормативным актам.

Указанное понятие позволяет установить границы, нормы по охране, использованию конкретных категорий земельной территории, использовать их постоянно или временно, применять различные функции по управлению ими.

Уточнение и детализация правового режима территорий проводится с помощью территориального зонирования, предусмотренного земельными и градостроительными кодексами.

Населенные пункты

Территорию мест проживания утверждает местное самоуправление, учитывая административные границы. В состав таких земель входят зоны жилого, общественного и производственного назначения, инженерная и транспортная инфраструктура, сельскохозяйственные, подсобные (садоводство), рекреационные участки, военные объекты и прочее. Применительно к жилищному строительству установлены требования, которые определяют размер участка, высоту и этажность зданий. Особые условия применяют, когда сооружаются аэропорты, проводится историческая застройка.

Принцип зонирования используется по отношению к охраняемым участкам (национальным природным паркам). На них может функционировать множество различных зон:

  • заповедной (наиболее охраняемых);
  • пояса познавательного туризма;
  • рекреационной зоны;
  • исторических и культурных объектов;
  • зоны по обслуживанию клиентов.

Особо отмечено районирование по экологическим параметрам. Неопределенным остается назначение территории запаса.

Запретительные меры

Санкцией за правонарушения в земельном законодательстве является принудительное лишение права на землю. Применение санкций зависит от того, к какому виду относится территория. Для земельного надела, который является личным владением, названное наказание не может быть применено. При вхождении участка в состав сельскохозяйственных или историко-культурных земель возможно изъятие в принудительном порядке.

Ограничения в правах

Ограничение в полномочиях, правах, связанных с пользованием участком — один из способов определения их правового режима. Сужение прав регулируется нормами Земельного кодекса и другими нормативными актами. Необходимость таких мер объясняется общественными интересами:

  • создание условий при пользовании землей и занятий хозяйством в охранной, санитарно-защитной зоне, для защиты окружающей среды, исторических и культурных памяток;
  • требования по сбережению плодородия грунта, условий расселения животных;
  • застраивание и осваивание пространства.

Фото 3

Ограничением считается запрещение некоторых форм деятельности или отказ от совершения обусловленного действия.

Цель ограничительных мер — доминирующее гарантирование интересов по установлению высокоэффективного, разумного землепользования, охране природы и здоровья людей, безопасности, защиты страны. Ограничивающей мерой служит получение доступа на чужой надел для обслуживания определенного объекта.

Ограничение относится лишь к праву пользования, но не касается права собственности (владения и распоряжения). Законодательно не определены ограничения по распоряжению участком, даже если ограничены права на него. Решения по данному вопросу принимаются государственными и местными исполнительными органами, судебными постановлениями на бессрочный или установленный срок.

Важный момент: ограничивающие меры по праву на землю должны быть зарегистрированы согласно закону.

Лицу, права которого подверглись ограничению, дается право обжалования решения в суде. Если собственником участка были понесены убытки, должна быть осуществлена компенсация нанесенного ущерба.

Следует разграничивать термины «ограничение» и «обременение». Главное отличие состоит в распространении ограничения на имущественные права, предмет обременения — само имущество. Последнее включает в себя сервитут, ипотеку, аренду, арест имущества и т. п.

Особенности особого и специального правового режима

Определенные территории подчиняются особому правовому режиму. Отличительная черта проявляется в том, что его введение обуславливается общественной пользой на той или иной области, включающей землю, принадлежащую к разным категориям (района, города). Данный порядок не является одинаковым, он может отличаться большей жесткостью, ограничивать ведение экономической деятельности, других управленческих функций. Чаще всего определение особого режима относится к местности, где осуществляется лечение, оздоровление, то есть находится в курортной зоне.

Специальным режимом наделены территории, на которых осуществляется традиционное природопользование потомственных немногочисленных народностей, проживающих на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири. В этих регионах охраняются населенные пункты, земельные делянки и водоемы, охотничьи угодья. Здесь предусмотрено пользование участками различной категории для проведения традиционного хозяйства, занятий промыслами.

К другому показательному образцу относят природную территорию, окружающую озеро Байкал. Специальным законодательным актом установлено деление на зоны по экологическим факторам. Выделяют:

  • центральную экологическую часть;
  • буферную экологическую зону;
  • экологический участок под атмосферным влиянием.

Природоохранное контрольное районирование предусмотрено для различных категорий земель по административным распоряжениям. Поставлена задача – установить определенные ограничения при ведении работ, использовании территории для защиты уникального природного водоема.

К подобным районам относят особую экономическую зону. Она создана для того, чтобы развивать промышленность, проводить мутные процедуры в свободном таможенном (определенном) поясе. Названные территории создаются для развития обрабатывающей промышленности, высоких технологий, продвижения туристического бизнеса, создания оздоровительной, курортной базы, системы портов и транспорта.

Фото 4

Закон предусматривает создание игорных зон в районах Алтайского, Краснодарского, Приморского края, Калининградской области, Крыма. Создавая подобные территории участки, государство не предоставляет их для владения и пользования гражданам, юридическим лицам.

Следует заметить, что земля здесь используется с применением определенного титула и закреплением отличий в содержании права на нее. Аграрные наделы даются исключительно в виде аренды.

Деление территории по категориям соответственно целевому назначению многие годы применяется в земельном законодательстве.

Дифференциация правового режима выражается в порядке его использования и охраны, что обеспечивает многообразие форм использования земли.

Ссылка на основную публикацию