Нормы регистрации права собственности

Фото 1

Регистрация права собственности — обязательная процедура для объектов недвижимости. В чем ее принцип, где зарегистрировать имущество, и что для этого необходимо — в материале статьи.

Определение недвижимости

Что такое недвижимость? Недвижимый объект связан с землей. Его нельзя забрать, изменить местоположение без ущерба для формы и свойств. Сюда относят:

  • земельные и садовые участки;
  • квартиры;
  • гаражи;
  • незаконченные строения;
  • готовые жилые дома;
  • нежилые или незавершенные дома.

Как стать собственником

Способы приобретения собственности:

  1. Через оформление сделки физическими, юридическими лицами. Сюда относятся: покупка, процесс обмена или дарения.
  2. Постройка дома самостоятельно или через долевой договор.
  3. Наниматели государственного жилья могут стать его полноправными собственниками, приняв участие в приватизации.
  4.  По завещанию, в виде выигрыша или помощи от государства.

Приватизация жилья регламентируется ФЗ 178 О приватизации гос. и муниципального имущества.

Паспортизация жилья – программа, в которую граждане вступают в добровольном порядке.

Смысл операции

Зачем регистрировать недвижимость, с точки зрения законодательства, что дает эта госуслуга для людей? Смысл госрегистрации в подтверждении государственными органами факта владения объектом недвижимости без привязки к его назначению. Оформленное имущество записано в Едином Государственном Реестре. За вопросы оформления собственности отвечает учреждение под названием Росреестр.

Регулирование

Как осуществляется государственный контроль приватизации? Главный документ, который регулирует процесс регистрации недвижимости – Федеральный закон «О госрегистрации» от 21 июля 1997 г, а также 1 и 2 часть ГК РФ.

 Что может выступать основанием

Госрегистрация движимой или недвижимой собственности проходит в Росреестре, только потом выдается документ, утверждающий права. Подробнее сказано в 13 разделе Гражданского кодекса Российской Федерации. Хозяином признается гражданин или юридическое лицо.

Как проходит оформление? Права на собственность закрепляются на основании бумаг, которые подтверждают возможность использования земельного участка, здания или строения.

Фото 2

Это может быть, к примеру, договор, подтверждающий факт купли-продажи, соглашение, по которому недвижимость передается в дар или приватизируется.

Документация

Рассмотрим подробнее перечень нужных документов, сроки, сколько это будет стоить и порядок процедуры.

Чтобы зарегистрировать жилье, будь то вторичка или новостройка, собственнику необходимо подать документы Перечень может различаться.

Пакет бумаг для земельного участка:

  1. Договор купли-продажи или о дарении.
  2. Главным документом здесь является кадастровый паспорт.
  3. Справка о постройках.
  4. Первая регистрация сопровождается бумагами на собственность, полученными от органов местного самоуправления.
  5. Нотариально заверенное согласие мужа или жены.

Условия для жилых домов:

  1. Обязательно потребуются какие-либо документы, которые смогут продемонстрировать факт, того что жилье находится в собственности. Это может быть, к примеру, договор дарения.
  2. Технический и кадастровый паспорта.

Дачный участок и другие хозяйственные строения регистрируются по упрощенной схеме. Постройки нужны для личного использования.

Собственник дома должен заполнить бланк и сделать опись необходимых бумаг дома, который впоследствии необходимо зарегистрировать.

Если участок для ИЖС приобретен до 01.11.2001 года, то он также может быть зарегистрирован на собственника по упрощенной схеме.

Подтвердить регистрацию недвижимости ИЖС можно выпиской из ЕГРП.

Приватизация в СНТ

СНТ – сообщество на добровольных началах. Участниками разрешаются вопросы социального и хозяйственного порядка, возникшие в результате деятельности на садовых участках. Наделы земли должны находиться в собственности владельцев. В их пределах разрешается высадка сельскохозяйственных культур, строительство гаража, бани, сарая, или других хозяйственных пристроек.

Федеральный закон под номером 66 от 15 апреля 1998 г говорит о том, что земля передается садовым товариществам безвозмездно, владелец имеет право на приватизацию пожизненно 1 раз. Получение участка в собственность регулируется пунктом 4 статьи 28. Через 2 недели исполнительный орган государственной власти должен вынести окончательное решение об отказе или удовлетворении заявления от владельцев земли.

Основаниями для отказа могут стать несколько причин:

  1. Участки больше не находятся в обороте.
  2. Земли зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, приватизация невозможна.

Для начала нужно проверить статус, приватизированный участок или нет. Осуществить приватизацию можно несколькими способами:

  • только участником сделки;
  • со всеми членами товарищества.

Во втором случае проводится собрание членов, где проходит голосование.

На основании полученного решения общество осуществляет обращение к местным властям. Процесс проходит в три этапа:

  1. Межевание.
  2. Постановка на кадастровый учет.
  3. Получение кадастровых паспортов.

При индивидуальном оформлении:

Межевание проводится за счет владельца участка. После проведения подаются документы в органы кадастра и картографии, чтобы можно было изготовить карту земельного надела. Последним этапом является заключение договора о приватизации. Вместе с заявлением потребуются:

  1. Доверенность, если обращение не осуществляется лично владельцем.
  2. Паспорт.
  3. Свидетельства о регистрации строений на участке, если они есть.
  4. Документ, подтверждающий собственность.
  5. Кадастровый план.
  6. Список членов товарищества.

Фото 3

В заявлении необходимо указать:

  • полное имя заявителя;
  • паспортные данные (номер и серия);
  • ИНН;
  • назначение и размеры ЗУ;

Приватизация бесплатна.

Стоимость

Если участок в собственности застройщика, заказывается технический паспорт в БТИ, цена —1200 рублей.

Когда у застройщика отсутствует разрешение на постройки, но документация не вызывает никаких споров и вопросов, тогда он тоже может пройти по упрощенной схеме. Владельцу земельного участка потребуется показать бумаги, подтверждающие его собственником и декларацию на постройку. Отсутствие декларации или документов влечет обращение в суд и судебный иск.

Зарегистрировать собственность вторичного жилья в многоквартирном доме можно так же, как и отдельное жилое здание. Потребуется документация:

  1. Бумаги, которые могут подтвердить собственность.
  2. Техпаспорт.
  3. Акт приема-передачи регистрируемого объекта новому владельцу прежними собственниками.
  4. Заверенное нотариально согласие мужа или жены на то, чтобы сделка была проведена.

Иногда требуется дополнительный пакет документации. Любая приватизация потребует приложить:

  1. Заявление на регистрацию.
  2. Квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины.
  3. Паспорта граждан — участников.
  4. Копии документов для регистрации.

Кооператив

Когда жилье приобретается в кооперативном доме, оно автоматически становится собственностью владельца при условии выплаты пая. Это прописано в пункте 4 218 статьи ГК РФ. Стандартный пакет документов включает:

  1. Справку с ЖСК о выплате пая.
  2. Выписку, что вы являетесь членом кооператива.
  3. Бумагу, что квартира передается в собственность владельца.
  4. Выписку из домовой книги.
  5. Если на момент оплаты пая вы находились в браке, нужно свидетельство.
  6. Справку с БТИ.

При подаче документов в зале должен быть супруг или супруга. Приватизировать кооперативную квартиру не нужно. Собственность устанавливается выплатой пая.

Муниципальное жилье

Муниципальный объект недвижимости приватизируется несколькими способами:

  1. Безвозмездная передача частную собственность.
  2. Во втором случае могут быть приватизированы нежилые объекты, памятники культуры, заводы и предприятия.

Приватизации не подлежат заповедники и территории в собственности государства. Сначала нужно подготовить акт принятия и утвердить требования, по которым будет осуществляться приватизация, и переход в категорию частной собственности. После этого можно переходить к оформлению собственности. Жилплощадь в военных городах и воинских частях не может быть в частной собственности. В некоторых случаях положение передачи в собственность может заключать некоторые поправки. Муниципалитет предоставляет один участок для приватизации, который согласован с Правительством РФ.

Сколько стоит госпошлина

Госпошлина оплачивается в Сбербанке или МФЦ. Ее стоимость различается. Гражданам нужно заплатить 2000 рублей. Стоимость для юридического лица гораздо выше и составляет 22000 рублей.

Оформление

Где регистрируется право собственности на недвижимость? Все документы подаются в отдел Росреестра по району, где находится недвижимость. Когда перечень документов будет содержать в себе достоверную информацию, предоставлены необходимые справки, заявителю выдается расписка о принятых документах. Здесь же будет указана и дата выдачи права на собственность.

Когда документация собрана частично, регистрация передвигается по срокам или отменяется.

 Сроки

Процесс приватизации довольно длительный и не проходит за один день. Оформление может занять до 2 недель. Статья 16 закона о «Госрегистрации» пункт 1 содержит конкретные сроки в рабочих днях. Разберем их более подробно:

  • неделя со дня приема документов;
  • 9 дней через МФЦ;
  • 3 дня, когда поступило заявление и документация (основание — сделка, которую заверил нотариус, свидетельство, подтверждающее право наследования или оформление долевой собственности супругами);
  • один день, если все перечисленные документы предыдущего пункта были отосланы в регистрационный орган в электронном формате;
  • 5 дней, как МФЦ принял документы (основания — сделка, которую заверил нотариус, свидетельство, подтверждающее право наследования или оформление долевой собственности супругами);
  • земельный участок оформляется в собственность за три недели.

Регистрация в сети

Есть оперативный способ подачи документов через интернет, зарегистрировавшись на портале Госуслуг.

Обременение

Обременение помещения – важное препятствие при оформлении его собственности. Оно прописывается в документации. Как проверить информацию по обременению? Отслеживание можно провести через выписку в Едином госреестре. Существует несколько видов ограничений на жилплощадь:

  • ипотечный заем;
  • арест квартиры;
  • рента на условиях пожизненного содержания;
  • сервитут;
  • аренда.

Фото 4

  1. Ипотека. Широко используемый заем на жилое и коммерческое помещение. Банк держит его под залогом, пока заемщик не выплатит сумму долга. Однако, последний сразу же становится собственником квадратных метров. Хозяин недвижимости обладает определенными возможностями до полного погашения ипотеки и может оформить регистрацию, если это потребуется. Если новый хозяин жилья планирует сдать его в аренду, то это можно сделать только предварительно получив согласие банка. Можно осуществить повторную продажу или оформить безвозмездное пользование.
  2. Арест. Накладывается в случае наличия у собственника долговых обязательств или нарушения законодательства. Снять арест можно, погасив задолженность.
  3. Рента на условиях пожизненного содержания. Распространена у пожилых одиноких пенсионеров. Собственник жилья заключает соглашение, по которому плательщик обязуется ухаживать за собственником смерти. После этого жилье переходит в собственность плательщика.
  4. Сервитут. Использование ограниченной территории участка земли, принадлежащего другому лицу.
  5. Аренда. Если недвижимость арендуется, это не влияет на оформление приватизации.

Предпринимателям

Если регистрация проходит индивидуальный предприниматель, то в этом случае имеются некоторые отличия от стандартной для физических лиц. Самое главное отличие — все документы должны быть не только под подписью, но и с печатью. При изменении статуса жилплощади выдается кадастровая выписка.

Свидетельство

Как проходит вступление в собственность? После завершения регистрации собственнику выдается свидетельство, подтверждающее право владения имуществом.

Отказ

Основания для приостановления или отмены процесса.

  1.  Электронный формат документов не подходит требуемому.
  2.  Наличие подчисток и приписок на документах.
  3. Подача документов доверенным лицом, когда самим собственником было запрещено совершать какие-либо действия без его участия.

Основания действительны для вторички и долевого договора.

Фото 5

Особенности в РФ

Приватизация — нужный инструмент взаимодействия государства с гражданами. Ее особенность в том что:

  1. Приватизировать можно только одну квартиру каждому человеку. Несовершеннолетние дети могут участвовать в процедуре несколько раз.
  2.  Отмена или прекращение приватизации невозможна. Закон не запрещает расприватизировать квартиру, но повторно приватизировать ее не даст.
  3. Зарегистрировать право собственности на жилье или передать его, если есть долги по услугам ЖКХ можно, но новый собственник станет им полностью только, когда все долги будут выплачены.
  4. Если у гражданина нет прописки и ему больше 18 лет, он не имеет права участвовать в процедуре.
  5. Наследование оформляется только на недвижимость в собственности.

Все имущество не может быть переведено в частную собственность. Государство является неотъемлемым участником рыночных отношений.

Ссылка на основную публикацию