Особенности и правила земельных отношений

Земельный кодекс, карты, план местности

Общественные взаимоотношения – множественные связи, регулярно образующиеся между субъектами в процессе различной деятельности. Речь идет о социальной, политической, экономической, и культурной жизнедеятельности общества. Под субъектами стоит понимать отдельно взятую особу, классы, различные социальные группы и, конечно, нации.

Земля выступает объектом земельных отношений (один из видов общественных взаимоотношений) не потому, что это часть природы, а вследствие использования ее человечеством. Человек присваивает результаты многолетнего труда на почвах, результата ее плодородия и богатства недр. Земля — вечное незаменимое средство производства. Характерная особенность этого ресурса заключена в ее ограниченности одновременно со стабильностью местонахождения. Последнее подразумевает необходимость использовать данные ресурсы в рамках, предоставленных самой природой.

Формулировка понятия и его суть

Понятие словосочетания «земельные отношения» — особый вид официальных публичных взаимоотношений, основу которых составляет использование плюс управление частью территории суши. Подобные связи возникают между членами общества, предприятиями, разными государственными органами и, конечно, субъектами хозяйственной и других видов деятельности.

Характеристика (особенности) отношений подобного рода:

  • связывают и отражают объективные законы развития общества наряду с общественным производством;
  • относятся к своеобразному роду имущественных отношений, формирующихся касательно земного пространства;
  • чрезвычайно многообразные связи, регулирующиеся правовыми нормативами разных отраслей законодательства (земельного, непременно гражданского, экологического, а также административного).

Характерные черты подобных отношений

Урегулированные с помощью закона о земле, они получают статус правоотношений относительно аграрных участков. Таким образом, экономические отношения землепользования фиксируются юридически.

Землеустроительные правоотношения регулируют часть контактов, касающихся приобретения (приватизация, покупка или продажа), использования (эксплуатации), охраны земельных ресурсов между самими органами власти, физическими и юридическими лицами.

Статья 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 дает четкое пояснение понятия «земельных отношений». Руководствуясь определением, прописанным в законе, под такими связями подразумевают взаимоотношения, касающиеся эксплуатации, охраны аграрных ресурсов государства, лежащих в основе самого понятия жизнедеятельности того народа, который проживает в данной местности.

Внимание! Следует знать: все имущественные вопросы, относящиеся к владению, пользованию, управлению площадями поверхности плюс все совершаемые с ними контракты контролируются Гражданским кодексом страны. А если другое не предусмотрено, то законодательствами, касающимися земельных, водных, лесных ресурсов, законодательством о природных ресурсах земли, об охране, защите окружающей среды и другими специальными федеральными законами.

Современная литература выделяет некоторые важнейшие элементы современных земельных правоотношений, его понятие и виды.

  1. Формы собственности: общинная, частная, городская, государственная и тому подобное.
  2. Отношения, касающиеся хозяйственной эксплуатации участка.
  3. Формы управления аграрными запасами: система политических, правовых плюс социально-экономических и, конечно, правовых мер, задача которых — грамотная организация эксплуатации наделов.
  4. Способы, методика регулирования взаимоотношений, касающихся наделов.

В руке человека кусочек земли с постройками

Элементы земельных взаимоотношений

  1. Субъекты правоотношения. Они указаны как участники земельных отношений в ст. 5 ЗК РФ, и их состав — это:
  • обыкновенные граждане;
  • само государство (РФ);
  • городские образования;
  • юридические лица.

Следует понимать, что к субъектам относится такая группа участников:

  1. Собственник (владелец) аграрного участка.
  2. Землепользователь – особа, владеющая и эксплуатирующая участок на правовой основе постоянного (непрерывного, без срока) или срочного, но неоплачиваемого пользования.
  3. Землевладелец – особа, которая владеет и использует аграрную площадь по праву будущего наследства на неограниченный период (равный своему жизненному сроку).
  4. Арендатор – особа, наделенная правом владеть и использовать надел благодаря договору аренды (допустимо субаренды).
  5. Обладатели сервитута – лица, обладающие ограниченным правом распоряжения чужим участком (сервитут).

ГК РФ (ст.124—125) дает право РФ (распространяется на субъекты РФ, городские власти, сельские поселения, другие муниципальные образования) выступать на равных правах в имущественных делах с другими участниками подобных отношений – гражданами или юридическими лицами. Например, такими правами обладают органы самоуправления.

  1. Объект правоотношения. Руководствуясь ст. 6 ЗК РФ, объектами аграрных взаимоотношений становятся:
  • почва, прежде всего как объект природы и, соответственно, природный ресурс;
  • территориальные площади;
  • отдельные части аграрных наделов.
  1. Содержание правоотношения (субъективные права плюс обязанности). На самом деле это сопоставимые права и возлагаемые на участника обязанности в правоотношениях о земле, которые руководствуются в своих действиях исключительно правовыми нормами. Последнее время интенсивно развивается институт частной собственности на наделы. Вводится платное землепользование, поэтому отношения, касающиеся поверхностных площадей, изменили свое содержание. Они стали имущественными, а сам участок получил кадастровый номер в соответствии с потребностями развивающегося рынка относительно аграрного ресурса.

Классификация подобных правоотношений

Структура земельно-правовых отношений и классификация весьма разнообразна.

  1. Классификация по главным институтам права на участок:
  • государственное регулирование ресурсов поверхности;
  • собственность на земли;
  • землепользования;
  • в области защиты и охранных мероприятий на надел;
  • самое главное — юридической ответственности.
  1. Классификация по признаку основного назначения потенциала планеты в отношении хозяйственной деятельности:
  • населенные пункты;
  • сельскохозяйственные работы;
  • промышленность, энергетика, транспорт, работа системы связи, телевидения, радиовещания; информационные системы, участки для обеспечения деятельности, связанной с исследованием космоса, обеспечения безопасности и другого спецназначения;
  • территория, относящаяся к особо охраняемым зонам и объектам;
  • лесной и водный фонд;
  • запас.
  1. Классификация относительно субъекта. Участниками выступают граждане страны, юридические лица, само государство, субъекты страны, муниципальные образования.
  2. Классификация по выполняемым функциям:
  • правоохранительные;
  • регулятивные.
  1. Классификация по правовым нормам, лежащим в основании возникновения аграрных отношений:
  • материальные (возникают на основе нормативов материального права);
  • процессуальные (появляются вследствие процессуальных норм).
  1. Классификация по показателям правомерности:
  • правомерные (правомочные);
  • неправомерные.
  1. Классификация уровней взаимной обязанности всех участников отношений:
  • равноправные партнерские отношения (между пользователями наделов);
  • взаимоотношения, в которых одна сторона обязательно подчиняется другой.

Зеленое поле, деревенские дома

Законодательные нормативы

Земельный кодекс РФ определяет, что главная цель законодательства заключена в процессе контроля, управления земельно-имущественными отношениями. Такие понятия, как сущность и содержание (смысл) аграрных отношений прописаны в ст.3 ЗК РФ. Поэтому особый интерес представляют земельно-имущественные связи, проявляющиеся при пользовании участков. Акцент делается на охране территории, являющейся основой жизнедеятельности народов, коренных жителей данных площадей.

На законодательном уровне приоритетом выступает эксплуатация аграрных угодий как объекта недвижимого имущества.

Особенности земельных отношений в современной России

После проведения земельной реформы (1990 г.) в стране начал формироваться новый порядок, касающийся земли. Результатом проведенной реформы стала ликвидация государственной монополии на данный вид ресурса. Итогом стал переход на разные виды землепользования, появление большого количества разновидностей аграрной собственности. Эффективно прошло введение платного землепользования. Стало возможным разделение государственной собственности, что повлекло развитие рынка аграрных территорий. Как следствие, наземная поверхность стала востребованным объектом недвижимости (хотя ее традиционные особенности при этом никуда не исчезли), активным участником правоотношений граждан.

Основой земельных отношений, продолжающих формироваться в стране, должны стать законы, прописанные в Земельном кодексе. Главная цель ЗК не просто отражать политику, внедряемую государством, но руководствоваться теорией о роли наземных угодий для общественного производства, стремиться к рациональной организации землевладения и прежде всего землепользования, опираться на концепцию землеустройства по последним научным разработкам.

Красный домик на берегу реки

Подобная позиция может привести к некоторым нежелательным последствиям. Например, когда формирующийся земельный рынок станет рассматривать наземную территорию как элемент только товарных взаимоотношений. Нарастающие темпы рыночного оборота послужат поводом к потере главного достоинства земли как основного природного ресурса, как главного средства для производства сельскохозяйственной продукции. Разрешение свободного приобретения территорий приведет к покупке площадей со скрытой сверхприбылью. Например, покупка пригородных участков с целью возведения новых коттеджей (например, для многодетных семей), колледжей или производственных помещений.

Другой вариант — участки с запасом полезных ископаемых для их дальнейшей разработки, для размещения сооружений из области прибыльной инфраструктуры. Причем даже общественный запрет на изменение цели пользования землей не может их защитить от приобретения для несельскохозяйственных действий. Не могут заставить владельцев прекратить вырубать лесные массивы с целью переработки древесины.

Мировое сообщество в последнее время все больше склоняется к тому, что введение частной собственности на наземный ресурс было большой исторической ошибкой. Земля – это объект хозяйствования, поэтому разумно, целесообразно государством ограничить права частного собственника в пользу самого общества, арендатора, любого, кто эту почву будет возделывать. Положение нашло отражение в перспективах развития экономики государства до 2020 года.

Ссылка на основную публикацию