Положения 33 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»

Цветы в горной долине

Сегодня многие участки земной и водной сферы подвергаются неправомерным действиям со стороны неосмотрительных граждан. Это приводит к их разрушению и уничтожению микрофлоры. Так, 33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с последними комментариями позволяет контролировать процессы на определенных участках, которые наиболее подвержены воздействиям со стороны окружающих. Исходя из законодательства РФ, такие территории получают специальные права, которые регулируются надзорными органами на местах.

Такие земли исключаются из экономического пользования, что не позволяет эксплуатировать их в полной мере. Подобные зоны обладают культурным или природным наследием, исчезающим вследствие неправомерного их применения.

Что регламентирует 33 ФЗ

В настоящее время характеристики, описанные в 33 Федеральном Законе, имеют свое начало в Конституции РФ, а потому являются обязательными к исполнению. Этот закон описывает отношения и взаимодействие человека и окружающей среды в зонах ООПТ, которые могут хранить культурное и природное наследие РФ. И также в законе регламентированы все имущественные отношения между гражданами и участками зеленой зоны.

Во второй статье описываются категории и факторы для признания и создания ООПТ на определенном участке земли. Таким образом, для придания особых прав учитывают: наличие биологической флоры, включая редкие виды животных, рыб и растений, подходящих под понятия «Красной книги» или иного акта в данной сфере; ландшафт, представляющий культурное наследие либо имеющий эстетическую или научную ценность.

Территория, находящаяся под охраной, может использоваться человеком в зависимости от условий и категории таких зон. В первую очередь, это городские парки культуры и скверы. Такие зеленые зоны находятся практически в каждом городе. К следующей категории относят заповедники и заказники. Как следует из названия, их образованием и охраной занимается непосредственно госструктура. При этом под закон ООПТ подпадают территории лесов и водной глади, на которых обнаружены природные памятники.

На табличке "Особо охраняемая зона" сидит птичка

В зависимости от природных особенностей региона, местные власти вправе дополнять вышеуказанные категории, тем самым защищая флору и фауну. При этом указание на создание охраняемой зоны может прийти свыше, например, от федерального органа управления. А потому для контроля за такими зонами могут использоваться структуры всех уровней для максимальной защиты биологических видов, проживающих на них.

Сам процесс наделения особыми правами не является сложным. Сначала административный орган собирает комиссию и направляет специалистов на участок. Они тщательно обследуют территорию и при выявлении особых факторов (животного или растительного мира, требующего защиты) направляют заявление в орган, занимающийся охраной такого рода территорий. Если в области такого нет, то администрация вправе обратиться в федеральный орган, который наделен полномочиями и может придать зоне вид ООПТ. Туда же направляется заявление, если предполагаемая территория имеет участки под контролем вооруженных сил, следовательно, может использоваться ими для выполнения различных задач.

Краткое описание закона «Об особо охраняемых природных территориях»

Итак, закон об ООПТ был написан в далеком 1995 году и призван для сохранения культурного, исторического и научного наследия. На сегодняшний день основным наследием считаются природные заповедники и государственные заказники. Они получили широкое распространение в регионах, а потому обладают практически всем спектром прав, указанных в законе.

Основное положение, которое можно уточнить из закона, это то, что природные заповедники являются территорией Федерального значения. Все, что находится в их границах (весь животный мир, природа и геологическая составляющая), должны быть сохранены от исчезновения. На такой территории запрещается проводить экономическую деятельность, если она не прописана в Федеральном законе. Все, что находится в непосредственной зоне ООПТ, становится государственным имуществом, включая постройки и иные сооружения, сделанные человеком.

А также следует учитывать региональные особенности, ведь Федеральный закон должен опираться именно на них, а непосредственным утверждением занимаются исполнительные власти на местах.

Основными задачами настоящего закона являются действия местных властей и исполнительных органов, призванных для сохранения территорий в первозданном виде:

  • охрана и непосредственный мониторинг производимых действий в зоне ООПТ;
  • помощь в организации исследовательских миссий, включая «Летописи природы»;
  • осуществление мониторинга состояния окружающей среды на территориях ООПТ и пограничных зонах;
  • проведение экологических форумов и развитие туристической деятельности в природных зонах, исключая при этом мотивы получения прибыли;
  • помощь в обучении будущих работников природного комплекса (исследователи и специалисты окружающей среды и микрофлоры участка).

Последние изменения, внесенные в закон об ООПТ

Законодательная база Российской Федерации подвергается постоянным изменениям и поправкам. Это обуславливается разностью региональных особенностей и климата, выявлением новых природных заповедников и территорий, требующих особой охраны со стороны государства.

Так, на верховном собрании РФ было выдвинуто положение, по которому ООПТ может иметь как Федеральное, так и региональное значение. К таким территориям относят: природные заповедники, государственные заказники, ботанические сады и памятники природы. И также под эту поправку подпадают лечебно-оздоровительные центры и местности около них.

При этом поправки коснулись непосредственного принятия законов: признать территорию, а также выдвинуть решение, связанное с изъятием земельных участков, недвижимости и иного хозяйства – может только Правительство РФ. Для этого необходимо направить к ним специальные документы, подтверждающие особенность природной зоны и необходимость признания ее «особо охраняемой территорией».

Большое красивое озеро и его окрестности

Некоторые пункты статей полностью утратили силу либо были подвергнуты сильнейшим изменениям. Исходя из нового положения, все расходы граждан, вызванные необходимостью поддержания экологической обстановки в ООПТ, остаются на самих гражданах, следовательно, государство более не возмещает такие убытки.

Взаимодействие закона с другими нормами

Поскольку Кодекс РФ предусматривает непосредственное предотвращение правонарушений, охранные предприятия, задействованные на территории природного комплекса, получили права на проверку документов посетителей, а также досмотр их вещей в случае необходимости. Такая мера безопасности всего за несколько лет привела к существенному снижению происшествий в зонах ООПТ.

Если это не простой парк, а, допустим, лесополоса или заповедник, то охранные меры увеличиваются и позволяют проверять транспортные средства на наличие запрещенных предметов. Например, в заповеднике обнаружены редкие особи животного мира, тогда могут запретить охоту или въезд на территорию. В основном охранные меры позволяют быстро выявить нарушителей у входа в зону, ведь зачастую достаточно проверить соответствующее разрешение на посещение.

Работники охранного предприятия также подвергаются защите со стороны законодательной базы. Помимо вышеуказанных полномочий, им разрешается использовать средства самозащиты, а также инструменты для остановки транспортных средств. Им допускается ношение и даже применение огнестрельного оружия. В качестве материальной защиты все инспекторы проходят процесс государственного страхования жизни и здоровья, а потому семья может быть спокойна за будущее своего работника.

Примеры применения закона

Самый яркий пример закона можно встретить в мегаполисах. Постоянная застройка и развитие инфраструктуры уже уничтожили множество зеленых зон, но ответственные граждане всегда борются с правонарушителями и создают городские парки. На такой территории запрещается розжиг костра и строительство различного рода построек. Подобные зеленые зоны улучшают не только саму атмосферу города, но и позволяют его жителям отдохнуть в парках и скверах без машин и городской суеты. Закон запрещает езду по таким территориям, а также не позволяет производить строительство на них (попросту не дают разрешение).

Закон раскрывается при создании государственных заказников и заповедников. В первом случае специальная комиссия производит обследование территории на выявление редких видов животных и растяжений, после чего отчет о проделанной проверке направляется в регулирующий орган, и территория признается заповедником.

Лебедь плывет по реке

Для ее охраны создается специальная структура, занимающаяся комплексом мер по охране и уходу за этой зоной. Чтобы попасть на такую территорию, достаточно получить специальный пропуск.

Заказники – дело несколько осложненное. Помимо охранных мер, необходимо обеспечить развитие и поддержание жизнедеятельности животного и растительного мира на данной территории. Заказник может иметь как федеральное, так и региональное значение, при этом жители, занимающие такую территорию, могут подвергнуться переселению, если ситуация настолько осложнена.

Заказник может выступать как в роли основного, так и дополнительного комплекса мер по охране и защите живой природы. К примеру, эта территория может находиться в непосредственной близости от заповедника, тогда обе структуры объединяют свои усилия и взаимодействуют между собой.

Подобные меры уже позволили предотвратить исчезновение многих птиц, занесенных в Красную книгу. Чиновники просто ограждают территорию и устанавливают на ней охранные меры, не позволяющие браконьерам проникнуть туда.

Важные моменты

Закон не всесилен и не способен полноценно защитить тот или иной вид животного или растительного мира. Биологи определяют лишь малые очаги с редкими видами, значит, весь ареал защитить просто невозможно. В зависимости от региональных особенностей, местные органы самоуправления стараются обезопасить как граждан, так и биофлору вокруг них.

Ссылка на основную публикацию