Содержание
Землеустройство стало важной частью жизни человека с тех пор, как появилось землепользование. Во все времена оно выглядело по-разному и регулировалось различными методами, а теперь его полностью устанавливает закон. Например, в 20-х годах прошлого века на нынешней территории России его производили и по постановлению ВЦИК, и позже по Закону о трудовом землепользовании, и по Земельному кодексу от 1922 года. Но это история. В России сейчас это регулирует 78 ФЗ, который и называется соответствующим образом.
Что регламентирует 78-ФЗ «О землеустройстве»
Как следует из названия, закон регулирует землеустройство. Но что под этим понимается? Что подразумевает процесс землеустройства?
В рассматриваемом законе говорится, что это целый комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для начала изучить, в каком состоянии почва, рационально спланировать и организовать земельные территории, их охрану. А также на то, чтобы выяснить характеристики местоположения объектов землеустройства, где их границы, и, кроме того, определить разумное использование для уже имеющихся территорий.
Объектами же землеустройства являются государственные регионы, как говорится в самом 78-ФЗ, в статье 1. Сюда также относятся разнообразные специализированные зоны, муниципальные образования и территории населенных пунктов.
То есть это очень сложный процесс, который необходим для обновления и застройки территорий субъектов РФ. Землеустройство важно, когда, как сейчас, страна активно развивается и стремится к внедрению новых технологий. Оно помогает разобраться, для чего можно использовать те или иные земли, которые сейчас не используются, контролировать состояние территорий уже отведенных для чего-либо и присматривать за тем, чтобы все эксплуатировалось по назначению. Например, пастбища не становились бы дачными участками.
Краткое описание закона
Перед описанием нужно отметить, что закон был принят в 2001 году и с тех пор не один раз подвергался редакции. Самая последняя из них была в 2017 году, 31 декабря. То есть в нынешнем году действует новый вариант этого закона.
Теперь к описанию документа. В нем имеется четыре главы, каждая из которых состоит из нескольких статей. Их всего 27, и распределяются по главам они неравномерно. Так, первая глава включает в себя четыре статьи, вторая пять, а третья уже десять, причем одна из них утратила силу. Четвертая глава содержит шесть глав, а пятая всего две. И, наконец, шестая — всего одну.
И если о самой последней статье сказать особенно нечего, кроме того, что это заключительная статья всего закона и устанавливает его вступление в силу, то о других можно и нужно говорить немного подробнее.
Так, первые четыре статьи посвящены таким вопросам, как:
- основные понятия, которые используются в этом документе;
- как, с правовой точки зрения, регулируются отношения при проведении процедуры;
- необходимость проведения землеустройства;
- каковы основания для его проведения.
Следующие две статьи рассматривают, каковы полномочия РФ в регулировании проведения этой процедуры, и передача полномочий федеральных органов исполнительной власти к своим коллегам в субъектах федерации.
Далее идут статьи о:
- государственной экспертизе документации землеустройства;
- федеральном государственном надзоре над процедурой;
- технических условиях и требованиях для проведения землеустройства.
Далее идет третья глава и ее десять статей. Это статьи с девятой по восемнадцатую, включая уже утратившую силу шестнадцатую. Они посвящены следующим вопросам:
- Изучение текущего состояния земель.
- Работам относительно картографии и геодезии (их проводят картографы и геодезисты с участием топографа. Хотя это слово похоже на название актуального нынче прибора тахографа, не стоит их путать. Древняя и почетная профессия топографа никак не связана с прибором для контроля работы транспортных средств и их экипажа).
- Обследованию почвы и геоботаники, а также другим изысканиям.
- Оценке (каково нынешнее качество данных земель).
- Их инвентаризации (это нужно для того, чтобы проконтролировать, как они используются).
- Планированию и организации рационального использования территорий и их охране.
- Описанию расположения границ объектов землеустройства.
- Порядку установки на местности их границ.
- И наконец, внутрихозяйственному землеустройству.
Оценка качества земель проводится не с целью установить их стоимость. Хотя качество и будет одним из факторов, который определит денежную ценность земли, если ее будет решено продать, главная цель — это, например, поддержка продуктивности пастбищ на Дальнем Востоке.
Дальше идут три статьи из четвертой главы, которые посвящены специфической документации. Сначала говорится о ее видах, потом рассматриваются план или карта объекта, особые тематические атласы и карты по состоянию и использованию земли. Следующие три статьи уже немного о другом. Двадцать вторая – о самом землеустроительном деле, двадцать третья – о согласовании и утверждении соответствующей документации. И последняя в этой главе статья посвящена государственному фонду данных, которые были получены после проведения процедуры по землеустройству.
Важно! Особо подчеркивается, что лица, которые проводили землеустройство, обязаны бесплатно предоставить экземпляр всей документации, полученной в результате процедуры.
Пятая глава и две ее статьи посвящены рассмотрению, какая будет ответственность, если этим законом пренебречь и нарушить его, а также тому, как положено решать споры, связанные с землеустройством. Напрямую там об этом не говорится, но если проследовать по отсылкам и выйти на 64 статью Земельного Кодекса РФ, легко выяснить, что все земельные споры решаются только через суд, в том числе и третейский. Все вопросы, связанные с ответственностью за нарушение законов о земле, освещены в Земельном Кодексе. Эта деталь может показаться незначительной, но ее незнание может вызвать серьезные затруднения у непрофессионала, когда он попробует разобраться самостоятельно.
Взаимосвязь с другими нормами
Как и любой другой закон, 78-ФЗ связан с другими нормами. Например, с Конституцией Российской Федерации. Там в статье 72 в пункте «В» как раз речь идет о регулировании земельных работ совместно федеральными и региональными органами. Он связан с теми документами, которые имели отношение к его изменениям. А именно, с несколькими федеральными законами под номерами (перечислены в хронологическом порядке):
- № 87-ФЗ;
- № 201-ФЗ;
- № 66-ФЗ;
- № 160-ФЗ;
- № 242-ФЗ;
- № 315-ФЗ;
- № 233-ФЗ;
- № 252-ФЗ;
- № 507-ФЗ.
Действующий вариант закона с комментариями и пояснениями можно посмотреть в интернете, но если это необходимо не для формирования общего представления о нем, а для решения каких-то важных вопросов, лучше всего проконсультироваться у юриста, который на таких вещах специализируется. Это не бесплатно, но намного надежнее, потому что живой и осведомленный человек сможет все понятно объяснить и дать ряд рекомендаций. Только юрист сможет внятно ответить, насколько важно в данном случае помнить о взаимосвязи между собой двух законов. Возможно, что правки и уточнения не играют роли в решаемом вопросе.
Примеры применения
Примеров применения можно привести довольно много, но ограничится лучше всего двумя, хотя и самыми наглядными.
Пример первый. Допустим, необходимо восстановить прежние границы какой-либо деревни. Назовем ее деревней Лосятниково. Это была инициатива не самих жителей, а областных властей. Они решили, что деревня Лосятниково является памятником культуры коренных жителей данной местности и ее необходимо модернизировать. Поскольку деревня очень старая, и теперь в ней живут на постоянной основе только три человека, старые дома разрушены, а документы о ее границах относятся еще к пятидесятым годам прошлого века, сперва необходимо провести вынос ее границ в натуру. А в связи с тем, что рядом находится совсем новый санаторий Ромашково, который хочет расширяться, необходимо провести и межевание их земель. И вот, областные власти приняли решение и осуществляют все необходимые мероприятия, но хотят избежать землеустроительных процедур. Но тут выясняется, часть почв в деревне и на тех землях, что к ней относятся, заболочены либо регулярно затопляются. Тут уже землеустроительные мероприятия будут неизбежны.
Пример второй. Теперь предположим, что какую-либо природную зону хотят отнести к территории уже существующего рядом заповедника. Она как раз подходит по всем характеристикам к его тематике, ее необходимо точно так же сделать охраняемой территорией. Казалось бы, достаточно доказать все это и просто изменить границы заповедника. Но по статье 14 78-ФЗ нужно сперва разработать предложения об охране этой земли, а по статье 3 землеустроительные мероприятия будут обязательными, потому что планируется изменение границ объекта землеустройства. В процессе может выясниться, что почва на территории подвергалась какому-либо химическому загрязнению отходами производства, и тогда необходимы будут дополнительные работы.
Из примеров видно, что это довольно сложный комплекс действий, который нельзя упростить, сведя к чему-то одному, и важно последовательно осуществлять каждый необходимый шаг.
Важные нюансы
Важные детали этого закона заключаются в особенностях проведения тех мероприятий, которые он регулирует. Так, в таблице ниже приведены главные моменты, которые нужно учесть.
Каковы основания | Когда обязательно |
---|---|
Решения уполномоченных судов | При изменении границ землеустроительных объектов |
Правильно оформленные и заверенные договоры об их проведении | При обнаружении земель с нарушениями (засоление, эрозия, загрязнение и т. д.) |
Решения соответствующих органов власти | При проведении мероприятий по восстановлению, обновлению или консервации территорий |
Чтобы заключить договоры о проведении операций по землеустройству, нужно обратиться в соответствующие госслужбы. Есть некоторая вероятность, что часть из них уже проводилась на территории раньше, и их результаты все еще актуальны.
Может возникнуть вопрос, как же найти этот документ в актуальном виде. Это сделать довольно просто. Закон о землеустройстве последняя редакция находится на любых сайтах, которые посвящены законодательству, и убедиться в том, что это последний вариант документа также несложно. Еще до шапки будет указано, когда и как вносилось изменение в последний раз либо сам заголовок будет содержать уточнение, относительно «свежести» представленного документа.
И наконец, необходимо прояснить, что не относится никаким образом к этому закону:
- Оформление ипотеки. Несмотря на то что ипотечный кредит можно взять и для покупки земельного участка или коттеджа, землеустройство не имеет к ипотеке никакого отношения. Уже после покупки строения или земельного надела могут понадобиться какие-то мероприятия, но это будет уже совершенно другим делом.
- Подача иска на исполнительного директора предприятия в связи с ухудшением экологической ситуации в результате действий его завода. Да, при проведении землеустроительных мероприятий в районе могут быть выявлены скрытые нарушения, их покажет, например, состояние почвы, но иск будут подавать не по этому закону.
- Снятие с довольствия какого-либо агрокомплекса, который содержит область или государство, но использует относящиеся к нему земли не по назначению или нерационально. Если в процессе инвентаризации земель это выяснится, к агрокомплексу будет много вопросов и, возможно, у него будет много проблем, но принятие каких-либо мер уже лежит за рамками № 78-ФЗ.