112 Федеральный закон РФ

Садовая фигура

Закон о личном подсобном хозяйстве, который был принят в 2003 году, имеет серьезное значение для тех, кто уже занимается сельским хозяйством или только собирается. Необходимость в его ведении назрела еще в девяностые годы, когда, в связи с большими финансовыми проблемами, многие граждане выживали только благодаря тому, что могли выращивать что-то на своем приусадебном участке или держали кур, скотину, а иногда и то и другое. Теперь личное подсобное хозяйство уже не так жизненно необходимо для большинства граждан, но тем не менее для некоторых его ведение стало образом жизни и способом заработка.

Этот закон может быть интересен и тем людям, которые еще только думают о том, чтобы приобрести землю и не решили, чему именно уделить больше внимания — сельскому хозяйству или устройству рекреационных зон вокруг дома.

Что регламентируется Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ

Как следует из его названия, он регулирует все вопросы, которые касаются личного подсобного хозяйства. В том числе он касается и того, как быть лицам, собирающимся заняться в этой сфере, но у кого нет земельного надела. Причем как городских жителей, так и сельских. Этот документ, говоря по-простому, имеет значение для тех, кто занимается (или только собирается) садоводством, огородничеством, скотоводством (на своем личном или предоставленном под эту цель участке).

Как и любой закон, это федеральный закон устанавливает и некоторые ограничения. Какие же рамки накладывает 112 ФЗ?

  1. Использовать силу любых наемных рабочих не разрешается.
  2. Виды деятельности, для которых нужна сертификация, не разрешаются, если она не пройдена.
  3. Участок ограничен по площади. Общее пространство надела должно составлять 0,5 га на одного человека, не больше.
  4. Удобрение, которое, так или иначе, производится на личном участке, никак не имеет отношения ни к разведению скота, ни к растениеводству. Поэтому его нельзя продавать без уплаты соответствующего налога.
  5. Прописано, что ведение ЛПХ не имеет никакой предпринимательской цели. Но сбывать образовавшиеся излишки выведенной в процессе ведения хозяйства продукции можно. Причем с освобождением от уплаты налога. Таким образом, можно не просто обеспечить себя сельхозпродукцией, но и при разумном ведении хозяйства еще и заработать деньги. Это довольно весомый плюс такого типа хозяйства.

Лошадь на лугу

Важно! Продукты, полученные в ЛПХ – это частная собственность человека, которому принадлежит это хозяйство. Государство не имеет права его изымать, и в случае кражи трех мешков капусты из сарая это похищение будет считаться точно таким же, как кража циркулярной пилы или других материальных ценностей.

Когда применяется закон

Наиболее распространенный вариант применения закона это заявление на получение субсидии по так называемому социальному контракту. Граждане, относящиеся к категории малоимущих, могут обратиться в соответствующие органы с просьбой выделить им денежные средства, чтобы развивать ЛПХ на основе такого контракта. Материальную помощь, которую выделили, можно будет потратить на следующее:

  • покупка пчел;
  • приобретение корма для скота;
  • покупка домашней птицы и/или животных;
  • приобретение удобрений;
  • покупка рассады и/или семян;
  • приобретение техники и/или инструментов.

Описание закона о ЛПХ, основные положения

Законопроект был принят в 2003 году и до сих пор является действующим, несмотря на то, что подвергался редакции не один раз, и некоторые его пункты уже не действуют.

Словосочетание «личное подсобное хозяйство» подразумевает деятельность человека по выращиванию и обработке различных сельскохозяйственных культур. Причем не для коммерческих целей, а исключительно для личного пользования. Такая форма хозяйства ведется для того, чтобы удовлетворить соответствующие нужды гражданина и его семьи. Тем не менее, как говорилось ранее, излишки сельхозпродукции продавать не возбраняется.

Этот закон состоит из одиннадцати статей. В связи с тем, что статей немного, каждая из них коротко и ясно освещает свой вопрос.

Первая статья говорит о регулировании всех отношений, что неизбежно появляются в связи с ведением людьми личного хозяйства.

Вторая определяет само понятие ЛПХ. Под это отведено целых четыре пункта, и они исчерпывающе разъясняют, что такое ЛПХ, кем осуществляется его ведение, кому принадлежит полученная на участке продукция, как реализовывать ее излишки. И особенно подчеркивается, что это ни в коем случае не предпринимательский тип деятельности.

В третьей статье два пункта, определяющих право граждан на ведение ЛПХ. Раньше было пять пунктов, но в данный момент три из них утратили силу.

Четвертая статья о земельных наделах и ее шесть пунктов полностью раскрывают вопрос о том, какие участки и как могут эксплуатироваться для ЛПХ. Так, разделяются приусадебный и полевой участки. Полевой можно использовать только для посадок, а на приусадебных можно возводить необходимые хозяйственные и не только постройки. Эта же статья определяет и общую площадь участков для ведения индивидуального хозяйства.

В пятой статье устанавливаются отношения граждан, органов власти и органов местного самоуправления в вопросах ведения ЛПХ. Самое главное, о чем говорят два пункта этой статьи — кроме случаев, которые установлены законодательством РФ, все органы местного самоуправления и любые органы власти не имеют никакого права встревать в законную деятельность граждан, ведущих ЛПХ. Также они могут осуществлять некоторый контроль, а именно: за соблюдением людьми законодательных норм.

Шестая статья регламентирует имущество, которое используют для того, чтобы вести подсобное хозяйство.

Седьмая — о государственной и другой поддержке таких хозяйств. Все четыре пункта освещают, на какие услуги в качестве поддержки гражданин может рассчитывать. И, возможно, если их не предоставили по умолчанию, обратиться в соответствующие инстанции, чтобы навести справки о доступности услуги, настоять на ее предоставлении. Например, среди таких услуг — безвозмездное осуществление ветеринарного осмотра животных каждый год и организация необходимого ветеринарного обслуживания. Конечно, уточняется, что органы власти и местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и возможностей, но тем не менее предполагается, что они все же разрабатывают и осуществляют меры для развития ЛПХ, чтобы сельские поселения развивались. В какой форме и в каком размере будет поддерживаться подсобное хозяйство и те сельскохозяйственные кооперативы и любые другие организации, которые обслуживают их.

Восьмая глава говорит о том, что учет ЛПХ обязательно ведется в специальных похозяйственных книгах. Их ведут органы местного самоуправления поселений или же городских округов. Информация на добровольной основе предоставляется всеми субъектами, ведущими подсобное хозяйство. Ключевые сведения, которые нужно внести в книгу, это:

  1. Ф. И. О. и дата рождения человека, который приобрел или которому как-то иначе предоставили территорию для ведения хозяйства. И те же сведения о тех, кто с ним проживает и/или вместе с ним ведет дела. Это касается членов семьи.
  2. Площадь определенного надела, которая занята теми или иными посевами.
  3. Численность птиц, домашней скотины и пчел.
  4. Список различной техники и транспорта, которыми владеет гражданин. Либо на праве собственности, либо на любых других основаниях.

Девятая и десятая статьи о вступлении в правовые отношения по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) и прекращении ведения ЛПХ.

Последняя, одиннадцатая, как обычно, для заключительных статей о вступлении этого закона в силу.

Изменения, внесенные в закон об ЛПХ

Закон был принят довольно давно. Ни один законодательный акт не может выйти и остаться без уточнений с течением времени. Поэтому на сегодняшний день в него внесен ряд изменений. Некоторые пункты уже утратили силу, какие-то были отредактированы.

Изменения вносились пять раз. 22 и 23 июля и 30 декабря 2008 года, 21.06.2011 года и 1.05.2016. Это происходило на основании ред. Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 302-ФЗ, от 21.06.2011 № 147-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

В результате произошли не слишком заметные перемены. Например, два пункта в третьей статье утратили силу. В них говорилось, кому предоставляются участки для ЛПХ из государственной или городской собственности, и на каких условиях это происходит. В пятый пункт четвертой статьи внесено уточнение относительно размера участка. Поясняется, что предельно возможные размеры площади не применяются, если участок выделяется из государственной или муниципальной собственности.

Больше никаких правок в закон внесено не было, и, по сути, не изменилось ничего существенного.

Похожие законы

Конечно же, среди законов нет «близнецов». Но несмотря на это, № 112-ФЗ есть целых два. Один, как тут и рассматривается, касается личного подсобного хозяйства. Второй, принятый в 2014 году, касается внесения изменений в федеральный закон «О национальной платежной системе». Это абсолютно разные законы, как это видно из названий, но порядковый номер носят один.

Поле с подсолнухами

Можно провести их сравнение и показать в виде таблицы.

№ 112-ФЗ от 2003 года№ 112-ФЗ от 2014 года
Личное подсобное хозяйствоНациональная платежная система
11 статей8 статей
Утратили силу два пунктаУтратили силу две статьи
Имеет отношение к земельному законодательствуЗатрагивает финансовый сектор
Вышел, чтобы урегулировать отношения тех, кто занимается огородничеством в частном порядке (не производством) друг с другом и с государствомДолжен упорядочивать некоторые вопросы в финансовой отрасли

Судебная практика

Что же до судебной практики, то можно найти множество примеров, когда были споры в связи с ведением ЛПХ, и увидеть не одно постановление суда относительно земли, неправильно переданной под личное хозяйство, неверными действиями исполнительных органов, конфликтами интересов граждан и т. п.

Тут можно привести решение № 2-177/2017 2-177/2017~М-185/2017 М-185/2017 от 26 октября 2017 г. по делу № 2-177/2017 Солонешенского районного суда (Алтайский край). Суть дела, если кратко и наиболее простым языком, вот в чем.

Претензии субъекта Б к субъекту А появились в связи с тем, что передача земли в аренду под личное подсобное хозяйство прошла с нарушением действующего законодательства, и, как следствие, два гражданина подали заявку на участок с одним и тем же кадастровым номером. Это привело к конфликту интересов. Гражданин А со своей супругой брал в аренду два участка (один совместно с ней, второй брала только она). В ходе разбирательства утверждалось, что передача земли в аренду субъекту А произошла с целым рядом нарушений. Так, ему было отдано предпочтение, потому что он уже числился как арендующий этот участок. А между тем, он в настоящее время им не являлся. Некоторое время назад он расторг договор аренды и должен был прекратить хозяйствование на нем. Это было еще не все. Когда гражданин впервые подал заявку на аренду, об этом должна была сообщить местная газета, и должны были пройти торги. Но этого не произошло. Также участок, выделенный под личное подсобное хозяйство, использовался не по назначению. Это были земли сельхозназначения, и постройка чего бы то ни было на них не была разрешена. Тем не менее там обнаружились самовольно возведенные объекты, которые суд обязал снести. В процессе обнаружились и другие претензии, уже неопределенного круга лиц, но в целом на суть дела они не повлияли.

Суд вынес такое решение. Поскольку, в связи с рядом поправок, претензии гражданина Б безосновательны, его требования решено было не удовлетворять. Гражданин А оказался обязан снести свой самострой. Главное, чтобы договор аренды был признан недействительным. Как с гражданином А, так и с его супругой.

Это можно считать довольно адекватной иллюстрацией к тому, как недобросовестное использование целевых земель может повлечь за собой очень неприятные для нарушителя последствия, если о них узнают. Кроме того, это показывает, как важно знать новые правила и нормы (и комментарии к ним, там могут содержаться важные уточнения), чтобы точно представлять свои права, и отследить тот момент, когда им требуется защита.

Стадо пасется на лугу

Итог

Все то, что было рассмотрено, проясняет различные нюансы, касающиеся закона о ЛПХ. То есть все детали, которые находятся в сфере интересов садоводов, огородников и хозяев домашнего скота.

Пожалуй, непроясненными остаются два вопроса. Первый — что, если на участке, отведенном под ЛПХ, который находится в собственности, хотят пробурить скважину, потому что там теоретически должна быть, например, нефть? Кому будут в этом случае принадлежать недра? Второй — куда обратиться потребителю, который приобрел некачественную продукцию из личного хозяйства субъекта? Ведь ведение ЛПХ это совсем не предпринимательство, а ЛПХ не организация. Но на эти вопросы отвечают совсем другие законы и правовые акты, которые необходимо рассматривать отдельно.

Ссылка на основную публикацию