Основные положения закона о приватизации земельных участков

Сбор сена на поле трактором

Приватизация земельного участка – это особое мероприятие, целью которого является получение земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету, в частную собственность. Все земельные участки классифицируются по группам, основывающимся на законодательстве РФ. В зависимости от категории участка, существует два вида приватизации – платный и бесплатный вид. Как земельный участок, так и отдельные его части могут выступать в качестве приватизируемого объекта. Переход земли к собственнику может происходить на определенных правах, которые делятся на индивидуальные, долевые и совместные виды пользования.

Приватизированный объект впоследствии дает возможность собственнику править им и делать с ним, всё что угодно (возвести постройки, сдать в аренду, завещать, продавать, подарить и т. д.). Но вместе с этим, владелец берет на себя определённые обязанности, в том числе уплату налогов за землепользование.

В противном случае на неприватизированное имущество владелец не будет иметь абсолютно никаких прав, и муниципалитет в любой момент сможет забрать это имущество для своих нужд, даже если на участке расположен дом.

Нюансы приватизации земли

В приватизации земли нет определённых ограничений и запретов. Однако существует множество несогласованностей и нюансов в этом действии. Не новость, что в последнее время, распространилось большое количество мошенников, которых предлагают свои услуги по быстрой и простой приватизации, поэтому заниматься приватизацией лучше в одиночку или с помощью только официального квалифицированного юриста.

Основными условиями процесса приватизации являются:

  1. Расположение земельного участка. Приватизируемый участок не должен находиться под ведомством государства. Это значит, что такие зоны, как санитарные, парковые, зоны лесных полос и искусственных или природных водоёмов не могут быть приватизированы. Также не имеет смысла приватизировать места муниципального владения, улицы, дороги, стратегические зоны. Участок, который будет приватизироваться, может находиться в городе или деревне. Этой услугой могут воспользоваться собственники частного дома, гаража, а также владельцы квартир в двухквартирном или многоквартирном доме, при этом в частную собственность будет переходить земельный участок или двор у многоэтажки. Для приватизации двора соседи должны будут объединиться в ТСН (товарищество собственников недвижимости).
  2. Сколько понадобиться времени. Основной критерий для процедуры приватизации земли – это наличие всех необходимых документов на руках у заявителя. Если таковые имеются, то долго ждать не придётся, решение о праве приватизировать землю будет оглашено через 14 дней. Если же какой-либо из документов будет отсутствовать, то сроки могут продлеваться на неопределённое количество дней, чаще всего еще на две недели. Продление времени ожидания будет обусловлено тем, что недостающий документ нужно будет восстанавливать из архива.
  3. Следует знать, до какого года продлена приватизация земельных участков, так как эта услуга ограничена по времени. Процедура приватизации должна была закончиться еще в 2013 году, однако её продлили до 2018 года. В 2018 этот процесс снова продлили до 2020 года. Будет ли заканчиваться приватизация земельных участков вообще – никто не знает, поэтому лучше не оставлять дело собственности, и приватизировать её в ближайшие сроки.

Поле с урожаем, дерево

Кто имеет право на приватизацию

Право на приватизацию в первую очередь дается собственнику дома. Также аналогичную возможность имеет человек, которому земельный участок достался бесплатно, но только в том случае, если права на владение принадлежат разным людям.

Гражданин, принявший решение об оформлении в собственность земли под своим домом, должен обратиться в районную администрацию, где ему расскажут о необходимом перечне документов, после чего они будут отправлены на проверку, и в течение двух недель будет оглашено решение. В случае положительного ответа следует обратиться в регистрационную службу по месту жительства для заключительного оформления.

В ситуации, где собственность находится в аренде у физического лица, существуют определённые сложности, так как приватизировать участок может только тот человек, которому он достался до вступления в силу Земельного кодекса. Если права на землю были оформлены после 2001 года, единственным вариантом приобретения земли будет только ее покупка.

Что касается приватизации садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), в 2015 году был принят ряд изменений, которые, в свою очередь, упростили процесс приобретения сельскохозяйственных земель. Если подробнее, особе, являющейся членом садового товарищества, достаточно лишь написать заявление и подать его в соответствующую администрацию, не дожидаясь согласия сообщества.

В случае если человек не состоит в сообществе садоводства и подает заявление для индивидуального приобретения конкретного сектора сада, ему следует незамедлительно собрать и подать весь список документов в орган регистрационной службы (администрация города, исполком), при этом после нового законопроекта необходимость в предоставлении кадастрового плана с 2015 года не требуется.

Что касается наследования, то людям, которым надел достался по наследству, обязаны либо арендовать его, либо приобрести.

Для того чтобы стать законным хозяином земельного надела под дачным или садовым домом, необязательно жить в них на постоянной основе. Этот факт относится и к владельцам автомобилей, имеющим гаражи. Естественно, во всех описанных процедурах требуется регистрировать свои права на конкретный вид недвижимости.

Порядок приватизации земельного участка

Приватизация земли – это энергозатратный и трудоемкий процесс. Как правило, начать стоит с тщательного сбора нужных документов.

Следует знать: если земля будет приватизироваться на льготных условиях, потребуется подготовка дополнительных документов, подтверждающих особый статус гражданина (справка о составе семьи, статус военнослужащего и т. д.).

Общая процедура перехода земельного участка в частную собственность должна проводиться при соблюдении всех требований закона. Порядок процедуры изложен в настоящем Земельном кодексе, Федеральных законах № 137, 178.

Пошаговая инструкция:

  1. Сбор необходимого пакета документов, в том числе дополнительных справок для определения статуса на предоставление льготной помощи.
  2. Подача соответствующего заявления и оплата госпошлины за предоставление госуслуг.

Документы могут подаваться в две инстанции, в зависимости от того, какие сведения занесены в базу данных ЕГРП:

  • территориальное отделение Росимущества;
  • администрация муниципалитета.

Данные инстанции обязаны огласить решение в 30-дневный срок. В процессе рассмотрения заявления рекомендуется провести межевание участка. В случае если кадастровый план отсутствует, требуется вызвать кадастрового инженера для замера и установки границ. После создания соответствующего документа с изображением плана земельного участка следует обратиться в орган Росреестра, который даст приватизируемому участку кадастровый номер и поставит его на учёт.

  1. Регистрация в Росреестре. Собственник также должен предоставить все необходимые документы (заявление, решение администрации, квитанцию об оплате госпошлины и т.д.) После предоставления всех документов сведения о новом приватизированном объекте вносятся в базу данных реестра в течение десяти рабочих дней. В заключение выдается свидетельство и обновленная выписка из ЕГРН.

Процедура оформления гаражных боксов и земельных участков

УпрощеннаяСтандартная
Земля для постройки гаражей в индивидуальной формеЗемля для строительства гаражных кооперативов
Вручить акт о распоряжении на постройку частного гаража в администрацию, где будет выдано разрешение на строительствоНаправить документы о выделении определённой местности для постройки кооператива и техпаспорт на гараж в администрацию, где будет выдано решение комиссии
Переслать акт о распоряжении на постройку гаража в кадастровую палату или МФЦ, где будет выдан кадастровый паспорт на гараж, и внесутся данные в государственный реестр недвижимостиПередать все полученные документы на ГСК в Росреестр, где зарегистрируется право на строительство гаража
Отдать все полученные документы в Росреестр, где зарегистрируется право на строительство гаража

Необходимые документы и заявление

Перечень нужных документов идет в стандартном виде и не меняется, однако нередко могут требоваться еще и дополнительные документы, в зависимости от конкретного случая относящиеся уже скорее к индивидуальным случаям. Прежде чем начинать сбор документации, рекомендуется сначала уточнить его список в местном Земельном комитете.

Обычно для приватизации требуются:

  • заявление. Бланк должен заполняться владельцем жилья (квартира, дом) или же руководителем организации, претендующей на участок земли. Образец для заполнения должен находиться в Земельном комитете;
  • паспорт претендующей на приватизацию особы;
  • документ, который должен указывать на законное право владения имуществом (договор аренды, акт о наследственности, разрешение на застройку и т. д.)
  • кадастровый номер и технический план;
  • документ со сведениями о нормативной стоимости надела. Эта бумага также берется в Земельном комитете;
  • справка с указанием цены земельного участка. Такую бумагу выдает БТИ;
  • справка с налоговой службы о размерах участка и соответствующих налогах на него;
  • документы, подтверждающие законное владение всеми постройками на участке (здания, сооружения и т. д.);
  • кадастровый паспорт дома или квартиры, расположенных на земельном наделе;
  • справка о стоимости всех строений, взятая из БТИ;
  • бумага, взятая из ЕГРН и предоставляющая все сведения о лицах, наделенных правами на приватизируемый объект.

Зеленая трава, деревья

Полный список необходимых бумаг изложен в ФЗ № 178.

Если у жилого строения не один владелец, для оформления приватизации понадобится письменное согласие всех собственников.

Заявление на приватизацию земельного надела заполняется в стандартной форме. В первую очередь заполняется «шапка» заявления, где должна быть указана информация о заявителе и о принимающем органе самоуправления. Сам документ должен содержать такие данные:

  • идентификационные данные заявителя;
  • паспортные данные (серия, номер, дата и место выдачи);
  • номер и серия ИНН;
  • полный адрес собственника;
  • сведения о размерах надела и целевом использовании (данную информацию можно узнать в МФЦ).

Вместе с заявлением требуется представить документ из органа самоуправления об установленных правах на приватизируемую землю.

Условия платной и бесплатной регистрации прав

Ознакомившись с редакцией закона «О дачной амнистии», можно узнать о том, что нужно для бесплатной приватизации земельного участка.

Бесплатная основа

На самом деле главным условием бесплатного приобретения участка является предоставление его в пользование гражданам страны только до 2001 года. Действовать на данной земле можно также только на определенных разрешённых условиях – ведение подсобного хозяйства, гаражного, дачного или жилищного строительства, а также сельскохозяйственной культуры.

Получить приватизационный документ можно в отделе Росреестра по месту нахождения участка, соответственно предоставив необходимые документы.

Если в имеющемся документе не указано конкретное назначение выданного участка, тогда следует выписать соответствующую справку, уточняющую определение вида участка, местоположения выдающего органа, а также дату, когда он был выдан в пользование.

Также согласно Земельному кодексу существует еще ряд случаев для бесплатной приватизации земли:

  • наличие официальной бумаги, подтверждающей право на бессрочное пользование или унаследование владения участком;
  • при получении нового надела взамен отнятого по причине муниципальных или государственных нужд;
  • владение помещением в кондоминиуме.

Зеленое поле, дачный дом

Платная основа

Участки, не относящиеся к «дачной амнистии», земли, на которых находятся промышленные постройки, а также земли, принадлежащие юридическим лицам, проходят приватизационный процесс на платной основе.

Вопрос об изменении вида пользования можно разрешить только с высококвалифицированным юристом, так как исходя из небольшой практики по решению таких вопросов в судебных докладах, нередко идут отрицательные решения, в связи с отсутствием причин для изменения вида разрешений.

Стоимость приватизации устанавливается государством на основании нормативной оценки земли и суммы земельного налога, в зависимости от размеров участка и других критериев.

Оформление как платной, так и бесплатной регистрации прав можно доверить специалисту этой сферы. Его услуги будут стоить немалых денег, однако процесс регистрации очень трудоемкий и длительный, и самостоятельно им заниматься будет крайне сложно.

Ссылка на основную публикацию