Необходимость приватизации земли под многоквартирным домом

Фото 1

Собственники недвижимости имеют право получить земельный участок под многоэтажным и малоэтажным зданиями в собственность. Приватизация земли под многоквартирным домом поможет гражданам вместе распоряжаться территорией, расположенной под зданием.

Что представляет собой многоквартирный дом – это здание с нежилыми помещениями и определенным количеством квартир и этажей, предназначенное для проживания. Классификация зданий зависит от типа дома, длины и этажности. Длинные дома состоят из нескольких подъездов, точечные – из одного.

Согласно Жилищному кодексу земля под многоквартирным домом является общим имуществом. Жители могут распоряжаться ей, так как она считается общей долевой собственностью.

Земельный и Градостроительный кодексы устанавливают границы участка. Росреестр регистрирует правоустанавливающие документы на землю и предоставляет информационные данные о правообладателях.

Федеральный закон № 189 от 9.12.2004 вводит в действие Жилищный кодекс Российской Федерации и регулирует процесс приватизации. Если земля под жилым зданием не является собственностью владельцев, то проводится приватизация. Для этого подается заявление в государственные или муниципальные органы и оформляется право собственности.

Кто может подать заявку

Для проведения процедуры приватизации проводится общее собрание владельцев квартир и избирается представитель. Он от лица всех собственников подает заявку в уполномоченную инстанцию о проведении приватизации. Процесс передачи участка под МКД в собственность может инициировать один из жителей. Это установлено законом на основании постановления пленума Высшего суда РФ: Конституцией предусмотрено право каждого человека защищать свои права и интересы, если они не противоречат законодательству РФ. Если одному владельцу отказали в приватизации, это противоречит нормативным актам и является нарушением.

Какие права получают собственники, приватизировав участок под МКД

Получив в собственность землю, правообладатели могут продать или сдать в аренду местным административным органам для возведения торгово-развлекательного центра, постройки офисного здания и других нужд.

При приватизации придомовой территории собственники жилья в многоквартирном доме получают не только права по использованию объекта, но и обязанности. Право собственности возлагает на владельцев обязанности по уплате налога на землю, следовательно, увеличиваются коммунальные платежи. Получив регистрацию собственности на участок в ЕГРН, жильцы могут распоряжаться землей на свое усмотрение, например, благоустроить: соорудить детскую или спортивную площадки. Владение участком дает право на получение дохода от использования.

Фото 2

Кадастровый паспорт отображает информацию о границе и размере земли. Технический план является альтернативой. Площадь, ограниченная домовладением, является минимальной. Чаще всего приватизированный земельный участок вокруг здания и под ним имеет обширные границы. Это является важным фактором для создания благоприятного климата, так как позволяет благоустраивать территорию.

Жильцы могут установить ограждение на приватизированном участке, если она не будет препятствовать жителям населенного пункта пользоваться общественными местами, например, сквером или парком. Если единственная дорога к парку проходит через территорию МКД, то администрация вправе отказать в установлении ограждения.

Применение участка под многоквартирным домом:

  • возведение спортивных объектов;
  • строительство игровых площадок для детей;
  • конструирование гаражных кооперативов для людей с ограниченными возможностями;
  • высадка деревьев и газона;
  • создание парковочных мест;
  • сдача в аренду участка под продуктовый павильон, автостоянку.

Положительные и отрицательные моменты

Собственники придомовой территории, которая прилегает к зданию, должны понимать, что приватизация участка подразумевает определенную ответственность и обязательства. Как правило, жильцы не имеют единого мнения в желании установить и зарегистрировать право собственности.

Рассмотрим основные плюсы и недостатки процесса.

Положительные стороны:

  • приватизация проводится без материальных затрат на основании законодательства;
  • территорией под МКД вправе распоряжаться только собственники;
  • получение прибыли от аренды земли;
  • рентабельность недвижимости.

Минусы:

  • расходы на оплату земельного налога;
  • материальные затраты на содержание участка: ремонт, благоустройство;
  • ограничение в землепользовании: сооружение гаражных кооперативов для участников ВОВ, инвалидов, возведение зон отдыха для детей и спортивных сооружений.

Материальные затраты по налогообложению и содержанию участка распределяются между собственниками. Таким образом, жильцы принимают решение об установлении границ и прав на участок коллективно, обсуждая плюсы и минусы процедуры на общем собрании.

Условия, обеспечивающие приватизацию

Необходимые условия:

  • установленные границы территории;
  • право собственности на квартиры должно быть зарегистрировано и документально подтверждено;
  • застройка здания на участке проведена в соответствии с законом;
  • при возведении недвижимости учитывались все градостроительные нормы;
  • были приняты во внимание правила ввода объекта в эксплуатацию.

Алгоритм приватизации и инстанции для обращения

В больших населенных пунктах и городах – в уполномоченные органы по имущественным и земельным вопросам, подразделения департаментов. В деревне – в сельскую администрацию. При обращении следует предоставить нужную документацию и заявление.

Фото 3

Рассмотрим, как правильно приватизировать землю под многоквартирным домом.

Пошаговая инструкция проведения:

  • организация общего собрания жильцов с целью рассмотрения данной процедуры;
  • руководителю уполномоченной инстанции направляется заявление на основании принятого коллективного решения;
  • подготавливается технический и кадастровый план земли;
  • обращение в комитет по земельным вопросам после получения разрешения от административного органа;
  • документы, полученные от земельного комитета, предоставляются в городскую или сельскую администрацию;
  • в муниципальном учреждении проводится анализ предоставленной документации и принимается решение о возможности приватизации;
  • определяются границы земли и отмечаются в технической документации;
  • административной комиссией подписывается акт, разрешающий регистрацию права собственности на имущество;
  • в регистрационную палату подается заявка на получение правоустанавливающих документов.

Процесс приватизации требует от собственников единого коллективного решения. Начать необходимо с назначения ответственного лица для предоставления и оформления документации в уполномоченные органы. Представитель может действовать в одиночку.

Список документов и образец заявления

Узнать, какие бумаги нужны для приватизации собственники, граждане могут, позвонив на консультационную линию местной администрации или лично посетив учреждение.

Перечень:

  • кадастровый паспорт на землю;
  • топографическая съемка территории;
  • план местности с указанием границ;
  • документы, подтверждающие право землепользования: о регистрации на землю, административные акты на право пользования и другие;
  • справка с данными об оценке предоставляется уполномоченным органом по земельным вопросам;
  • выдача бумаг с информацией о площади и объеме налогообложения – относится к компетенции налоговой инспекции;
  • бюро технической экспертизы предоставляет справку о рыночной стоимости объекта;
  • паспорт, ИНН заявителя;
  • кадастровая документация на МКД;
  • выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на землю.

Кадастровый паспорт на землю является основным документом. При его отсутствии собственникам придется понести затраты на оформление дополнительных бумаг. Законом предусмотрено составление схемы участка с внесением кадастровых данных на основании правоустанавливающих документов. Заявление составляется по установленному образцу. К нему прилагается необходимая документация. Орган местного самоуправления регистрирует заявку. Образец можно посмотреть в интернете на сайте администрации или МФЦ.

Материальные затраты при оформлении

Процесс приватизации проводится бесплатно.

Оформление бумаг подразумевает материальные издержки:

  • при получении кадастровой документации материальные издержки составят примерно 10 000 рублей;
  • стоимость технической документации варьируется в зависимости от региональных расценок БТИ;
  • регистрация права в ЕГРН – 500 рублей;
  • юридическому лицу – 2 000.

Стоит отметить, что стоимость услуг надо уточнять в региональных подразделениях.

Сроки

Органы местного самоуправления принимают решение о возможности приватизации не позднее одного месяца со дня регистрации заявления. Кадастровый и технический паспорта изготавливаются в течение 14 дней. Техническая документация необходима для определения доли территории на каждого жителя. Процесс регистрации в ЕГРН занимает две недели. Подача заявки на установление права через МФЦ около 0 дней.

Фото 4

Сроки рассмотрения и оформления документации:

  • заявление от собственников на приватизацию участка — 30 дней;
  • кадастровый паспорт — 14 дней;
  • технический паспорт — 14 дней;
  • регистрация права собственности в ЕГРН через Росреестр — 14 дней;
  • регистрация права собственности через МФЦ — 17–20 дней.

Трудности при формировании документации

На общем собрании не все жильцы могут прийти к единому мнению о необходимости приватизировать, так как появляется ответственность за содержание общего приватизированного имущества и материальные расходы на оформление и налоги.

Участок под застройку здания был предоставлен незаконно. Это обычно выясняется при проведении анализа документов уполномоченными учреждениями.

При отсутствии кадастровой или технической документации сроки по формированию пакета бумаг удлиняются. На место вызываются сотрудники БТИ и кадастровой службы для оформления новых.

Если представитель собственников не предоставил документы, удостоверяющие его полномочия, процесс невозможен. Когда возникают спорные ситуации, владельцы обращаются в судебные инстанции.

Важные моменты

Переданная в частную собственность земля должна использоваться всеми жильцами. Доля на одного человека не выделяется. Совершение сделки по продаже квартиры предполагает передачу права на землю новому собственнику. Принадлежащий собственникам участок не может быть продан отдельно от здания.

Конституция РФ предполагает право жителей на владение и распоряжение территорией. Регистрация права собственности на жилое имущество определяет право на землю под домом. Многоквартирный дом на приватизированном участке может быть определен под снос исходя из решения местных органов власти. При проживании в кооперативном здании территория под домом находится в аренде, по истечении срока действия договора возможно оформление участка в собственность.

Заказав выписку из ЕГРН, можно получить ответ на вопрос: земля под домом кому может принадлежать.

Фото 5

Последствия

Приватизация подразумевает право собственности на землю и распоряжение территорией согласно законам. В процессе землепользования возникают материальные издержки – налогообложение.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ рассчитывается сумма налога.

Согласно статье 360 НК РФ определяется налогооблагаемая база на основании кадастровой стоимости участка согласно рыночным данным.

Квитанции об оплате собственники получают один раз в год. Оплата налога юридическими лицами и ИП предусмотрена с расчетного счета, зарегистрированного в налоговой инспекции. Сократить налогооблагаемую базу могут некоторые категории граждан, подпадающих под льготную систему.

В настоящее время НК РФ предусмотрены льготы в размере десяти тысяч рублей.

Подводя итоги данной заметки, стоит сделать вывод о том, что приватизация участка под жилым многоэтажным многоквартирным домом является сложным юридическим процессом. Для быстрого оформления необходимо предоставить документацию, принадлежащую владельцам помещений. Передать полномочия представителю и пошагово пройти все этапы.

Ссылка на основную публикацию