Оформление дома, расположенного на земельном участке, в собственность

Белый домик с зеленой крышей, дверью

Дом, построенный на приобретенном или подаренном наделе, еще не является собственностью владельца земли. Пока он не зарегистрирован, и не получены документы – это несуществующий объект. Оформление дома на земельном участке в собственность – это обычная несложная процедура для человека, который в курсе норм, определяющих порядок регистрации, пакета документов и нюансов.

Оформление дома на земле в собственность

Недвижимость на территории РФ нуждается в обязательной регистрации, в результате которой выдаются документы, подтвержденные ответственными органами.

На территории земельного владения можно возвести любое строение. Для этого нужно предварительно согласовать основные моменты. Строительство здания на приватизированном участке предусматривает упрощенную схему оформления, но она длительная и требует определенных знаний от владельца.

Только после регистрации дома в единой государственной базе собственник вправе распоряжаться им. В противном случае, владелец строения на территории, определенной под ИЖС, не сможет реализовать землю путем продажи, подарить или произвести обмен.

В случае если собственник самостоятельно построил дом, но не зарегистрировал, тогда этой недвижимости попросту не существует.

Зачем необходимо оформлять в собственность дом на земельном участке

Если у вас есть полоса земли, и вы решили построить на ней какое-либо строение, то не спешите это делать. Вначале необходимо ознакомиться с юридической стороной данного вопроса.

Вид участка и особенности регистрации и строительства

  1. Садовый или дачный надел. Для строительства дома на такой категории земли не требуется разрешение. При регистрации дома – разрешение необязательно, но рекомендуется. Упрощенная схема, предусматривающая подачу декларации со списком всех строений на участке.
  2. Земельный надел. Если надел на территории под индивидуальное строительство (ИЖС) – необходим разрешающий документ со стороны местной власти (занесение в кадастровый реестр).

С юридической стороны дом не существует, в случае если он не находится в едином государственном реестре недвижимости. Его администрированием занимается Росреестр — государственный орган, оформляющий недвижимость граждан.

Любые манипуляции с объектом – продажа, купля, дар, обмен неправомерны без предварительной его регистрации. Любые постройки для хозяйственного использования без регистрации, в том числе сооружения вспомогательного значения, такие как гараж, сарай или баня, не могут быть указаны в кредитном договоре как его обеспечение.

Окно в деревянном доме

Сначала они оцениваются, регистрируются, а затем уже их можно брать в качестве обеспечения ссуды или ипотеки. Старые дома, пристройка к дому или его реконструкция также в обязательном порядке должны проходить процедуру внесения в ЕГРН.

Что понадобится для регистрации

Вид постройки влияет на сложность и порядок процедуры. Процесс передачи недвижимого имущества в собственность может проводиться в МФЦ, работники которого подскажут, как наиболее грамотно оформить дом или другие постройки на земельном участке.

Потребуется следующее:

  1. Подтвердить право на владение землей.
  2. Бумаги на дом и план.
  3. Декларация, где указан перечень недвижимого имущества на земле.
  4. Для заявителя сделки необходимо представить документ, подтверждающий личность – паспорт гражданина РФ.
  5. Заявление жильцов СНТ на оформление дома. Оно составляется уполномоченным работником соответствующей организации – Росреестра и подписывается владельцем объекта сделки.
  6. Доверенность с перечнем полномочий представителя. Она предоставляет ему право подавать бумаги, получать выписку, подписывать бумаги.
  7. Доказательство совершения оплаты госпошлины (ксерокопия платежных документов).

Для грамотного осуществления сделки необходимо знать порядок действий и нюансы регистрации. Вначале собственнику потребуется воспользоваться услугами БТИ, где выдается техническая документации на дом – паспорт и план строения. Затем недвижимость заносят в кадастровый реестр, прилагая заявление, составленное по форме.

Пошаговая инструкция оформления и необходимые документы

Подготовка

Регистрация собственного дома на дачном участке представляет собой упрощенную схему, которая не требует согласования. Документы, необходимые для процесса регистрации:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Подтверждение оплаты госпошлины (ксерокопия квитанции или чека).
  3. Бумаги на недвижимость.
  4. Декларация в упрощенном виде.

Документы для передачи строения в собственность:

  1. Подтверждение перехода прав на дом (договор купли-продажи, дар и прочее).
  2. Разрешающая бумага на осуществление строительных работ.
  3. Паспорт на дом.
  4. Выписка из кадастрового реестра (паспорт надела со всеми постройками).
  5. Паспорт владельца.
  6. Документы, подтверждающие право собственности на земельный надел.
  7. Квитанция или чек об оплате сбора.

Внимание! Если участок не был занесен в реестр, то его регистрация происходит вместе со строением.

При переходе прав на постройку через наследство или для находящийся ранее в долевом владении недвижимости необходимо представить нотариально заверенный договор или свидетельство о наследстве.

Регистрация объекта

Собрав полный пакет документов, следует продумать вопрос, где оформить дом на земельном участке. Для очного посещения на территории РФ таких организаций всего две – Росреестр или МФЦ. Сотрудник указанных организаций составляет заявление и передает на подпись владельцу сооружения. Через единый портал Госуслуг можно представить сканированные копии документов и квитанции, а готовые бумаги забирают в отделении Росреестра.

Оплата сбора

Для совершения расчетной операции необходимо по предоставленным реквизитам оплатить квитанцию или же воспользоваться терминалами. В здании МФЦ для этого предусмотрено специальное устройство, где можно получить и помощь сотрудника в случае возникших затруднений.

После получения чека или квитанции делается ксерокопия и приобщается к пакету документов.

Расписка

Прием бумаг и их проверка уполномоченным органом всегда сопровождается представлением соответствующего документа с указанием даты и номера заявки, которую используют для отслеживания статуса проверки на сайте.

Свидетельство о регистрации

Начиная с января 2017 года отменена выдача свидетельства. Оформляемые объекты во владении попадают в реестр – ЕГРН, откуда по требованию можно запросить информацию. При покупке недвижимости или возведении нового строения изменения вносят в сам реестр. Для подтверждения прав выдается выписка.

После проведения процедуры регистрации прав на недвижимость необходимо каждый год уплачивать налоги и земельные платежи на постройку.

Сколько стоит оформление дома в собственность

Стоимость процедуры регистрации недвижимости зависит не только от размера госпошлины, но и включает в себя другие платежи.

Цена сделки определяется рядом факторов:

  1. Вид земельного надела.
  2. Есть ли необходимость обращения в бюро технической инвентаризации.
  3. Правильно ли зарегистрирован земельный участок.

Приусадебное владение не требует осуществления замеров, наличия паспорта на землю или постройки. Здесь и госпошлина будет ниже.

При отсутствии оформления земли в собственность нужно спланировать финансы для этой операции.

Цены повышаются, если необходимо провести процедуру оформления документации на дом в сжатые сроки. Район размещения надела влияет на стоимость.

Кадастровый план потребует таких же расценок. При отдаленности надела на 50 км и более от черты города потребуется дополнительное финансирование услуг кадастрового работника (проезд к месту расположения объекта).

Домик в осеннем лесу

В среднем стандартное оформление стоит 400 рублей, ускоренное – 1200 рублей и выше.

Сроки

Несколько дней займет составление документации на дом (включая вызов на место технического специалиста для замеров и определения характеристик строения) и составление кадастрового плана.

Рассмотрение пакета займет в Росреестре до 10 рабочих дней, а в МФЦ или через портал – до 20 дней.

При отсутствии оформления земельного надела сроки получения документа увеличиваются. Для получения земли необходимо обратиться в администрацию по месту проживания за выделением полосы земли под строительство здания или для ведения хозяйства.

Для определения границ дополнительно необходимо от 1 месяца до 1 года, в течение которого все соседи должны подписать акт о согласовании границ участка.

Можно ли ускорить процедуру

В случае ограниченного времени можно сократить период оформления права собственности. В самом начале нужно выяснить, правомерны ли различные социальные программы, позволяющие зарегистрировать недвижимость на льготных условиях.

Существуют три пути, которые позволят сократить срок регистрации недвижимости.

Компания-посредник

Специалисты, основываясь на своем опыте в подобных делах, в короткие сроки помогут с регистрацией. Юридическая фирма станет гарантом успешного проведения сделки, все поданные документы проверяются специалистами, при возникновении ошибок их быстро исправят.

Оформление через интернет

Такая регистрация займет немного времени – 1 день. Для этого нужно пройти регистрацию на веб-портале и авторизоваться. Все бумаги, поступающие через портал, проходят обработку в первую очередь. И при посещении Росреестра сразу же выдаются документы.

Пометка о срочности процедуры

При подаче бумаг необходимо указать о срочности сделки. В этом случае увеличится размер госпошлины.

Домики на берегу реки

Нюансы

После покупки участка важно зарегистрировать недвижимость. В процессе оформления необходимо личное присутствие всех совладельцев здания. При невозможности обеспечить присутствие одного из них должен быть доверенный, права которого заверены у нотариуса.

Дом, приобретенный в браке, потребует письменного согласия второго супруга на проведение сделки, заверенного нотариально.

Если дом находится в совладении, тогда необходимо предоставить отказы остальных на покупку части имущества под продажу. Иначе сделка незаконна, и ее легко можно аннулировать.

Земля должна иметь целевое назначение – выделяют ее под дачу, огород, или индивидуальное строительство в поселке или деревне.

Дом, построенный до 2015 года по индивидуальному плану, требует разрешающих документов на строительство и его эксплуатацию.

Ссылка на основную публикацию