Как оформить свой садовый участок в собственность

Декоративный мостик в парке

Многие люди имеют небольшие дачные участки. Когда-то наделы были безвозмездно переданы им еще советской властью. Существовали программы поддержания частных садовых и огородных хозяйств. Как оформить садовый участок в собственность, какие существуют новые правила для этого? Действительно ли необходима регистрация? Стоит разобраться подробнее.

В чем особенность садовых участков, новые правила оформления дачного участка в собственность

Садовый участок – особый надел земли, имеющий определенное предназначение. Это отражено во всех основных документах. Владелец согласно законодательству обязан зарегистрировать приобретенную землю. Лишь потом он станет полноправным хозяином.

В принципе, Земельный кодекс не делает большой разницы между категориями земли. Любой участок прежде всего недвижимость. Единственная разница – в порядке и процедуре регистрации.

Новые правила оформления

1 марта 2015 года были признаны официальными поправки, касающиеся Земельного кодекса. Они облегчили землевладельцам процедуру оформления. В частности, изменения касались именно дачных, садовых или огородных наделов, относящихся к СНТ или кооперативу. Конечно, здесь работала еще «дачная амнистия», однако, на практике подобную землю невозможно было нормально оформить, мешали обстоятельства:

  1. «Дачная амнистия» в принципе касается лишь тех наделов, что были получены раньше, до наступления 30.10.2001, хотя, позднее купля-продажа подобных участков все равно происходит через переоформления имеющейся членской книжки. Получается, человек не получает всех документов и не сможет потом подтвердить нормально факт владения приобретенной землей.
  2. Для регистрации дополнительно требуется особое постановление, такое выдает кооператив, когда человеку предоставляется земля. Однако большинство современных землевладельцев не имеют его.

Подсолнух

К счастью, новые поправки изменили порядок, теперь оформляться можно с минимальными имеющимися у владельца документами.

Важно: правда, обновления законодательства одновременно ужесточили правила. Теперь любой гражданин, совершивший покупку или вступивший в наследование, должен незамедлительно регистрировать новое имущество. Вносить его в систему Росреестра. Иначе он не сможет свободно распоряжаться полученной недвижимостью, совершать какие-либо сделки. Более того, незарегистрированная земля считается бесхозной, ведь сведений о статусе владения, характеристик в Росреестре о ней нет.

Условия оформления в собственность дачного участка

Владелец надела вправе его приватизировать, неважно, когда именно было совершено приобретение (до/после 10.11.2001).

Земля официально становится собственностью того участника местного дачного объединения, кому была ранее передана бесплатно. Составляется специальный договор, отражающий нюансы произведенной сделки. Конечно, будущий владелец понесет некоторые расходы – уплата госпошлины, проведение межевания, процедура регистрирования. Сама же земля достается бесплатно.

Оформление конкретного дачного участка станет возможным, если:

  • приватизируемый гражданином надел изначально был частью общего участка местного дачного кооператива (его или другого похожего некоммерческого объединения);
  • сам кооператив получал землю раньше 10.11.2001;
  • признание надела собственностью было выражено кооперативом и закреплено письменно;
  • земля никак не изымалась из общего гражданского оборота, не резервировалась для каких-либо государственных нужд, не использовалась каким-то образом местным самоуправлением.

Садоводам действительно облегчили порядок регистрации, и эта привилегия бессрочная. Однако, забросить процедуру нельзя, особенно если они пока не имеют всех правоустанавливающих документов.

Порядок оформления садового или дачного участка в собственность, список документов

Как происходит регистрация права собственности на садовый участок:

Этапы процедурыПодробности
Посещение здания местной администрацииЗаинтересованное лицо приходит оформлять собственность в специализированный муниципальный орган, занимающийся собственно земельными отношениями:

●       подает заявление, дополняя его необходимыми документами;

●       уполномоченный орган, принявший обращение, рассматривает его, после чего, приняв решение, уведомляет заявителя;

●       соглашение – теперь согласно инструкции человек идет в ближайший МФЦ, расположенный в районе, или Росреестр. Отказ – если данный участок нельзя передавать под частное владение, запрещено законом. Рассмотрение идет месяц
Посещение Росреестра (или МФЦ)Там он также оставляет заявление, где просит передать сведения, касающиеся основных характеристик участка. Кадастровый паспорт, выписку. Данная бумага будет необходима потом на регистрацию. Подготовка с последующей выдачей запрашиваемых бумаг займет 10 рабочих (это важно, не календарных) дня. Можно ускорить до 5, если подать соответствующий запрос
Обращение человека в РосреестрПошаговый алгоритм осуществления регистрации:

●       подача готового заявления, где автор просит зарегистрировать его как нового владельца земли;

●       дополнение его сопутствующими документами;

●       служба Росреестра (или сотрудники МФЦ) проверяют обращение, смотрят бумаги;

●       вносят в систему единого реестра запись, касающуюся нового владельца (продолжительность этапа 7 дней рабочих и 9 дней, если действовать через МФЦ);

●       вручение готовой выписки ЕГРН новому собственнику

Важно: если приусадебный участок достается гражданину как наследство, ему необходимо посетить Росреестр, выяснить там, была ли ранее зарегистрирована земля. Нет – проводить межевание, потом все остальное. Да – уже хорошо, переоформлять тогда на себя.

Регистрация без межевания невозможна. Измерением занимаются специализированные организации (кадастровые инженеры). Их работу оплачивает сам гражданин.

Список необходимых для оформления документов:

для муниципального органадля Кадастровой палатыдля Росреестра (или МФЦ)
●       подготовленная собственноручно схема данной территории (нужна, если ранее не проводилось обязательное межевание или же ЕГРН не сохранил у себя характеристику);

●       выписка протокола (берется после окончания собрания, где официально данному лицу решили передать землю)
●       решение администрации (письменное), касающееся передачи конкретного участка заинтересованному лицу;

●       справка, выдаваемая правлением местного кооператива, что этот человек не имеет малейшей задолженности, вдобавок там будут сведения, касающиеся надела, дата фактического вступления участника в данный кооператив;

●       остальные бумаги, что ранее гражданин предоставлял, посещая местную администрацию;

●       квитанция, выдается после уплаты лицом госпошлины (будет стоить 750 рублей – бумажный документ, 300 рублей – электронная выписка)
●       кадастровый паспорт (можно выписку ЕГРН);

●       решение администрации (письменное, с подписями) о предоставлении гражданину надела;

●       квитанция (цена регистрации будет 2000 рублей);

●       паспорт заявителя

Возможно, представители организаций попросят донести другие бумаги дополнительно. Перечень необходимых документов установлен законодательно, можно посмотреть его в тексте статьи 28 ФЗ РФ.

Пример по порядку оформления садового или дачного участка в собственность

Гражданин С. пошел в свою администрацию (местную), оставил там составленное заявление, где просил выделить ему конкретный земельный надел в единоличную собственность. Выяснив список необходимой документации, С. собрал все. Изначально заявитель арендовал участок, пользовался им 10 лет. Теперь срок действия утвержденного ранее юридического документа (договора соцнайма или аренды) истек. Администрация использовала ФЗ-171 и 178 и разрешила заявителю выкупить указанный им участок. Вот как удовлетворили обращение. Заявителю выслали специальное уведомление, где была описана возможность выкупа, и сколько фактически составляет стоимость земли. Выплатив сумму, С. стал собственником.

Дом, сад

Ему осталось закрепить свои новые права через Росреестр.

Образцы заявлений и бланков

Как известно, обращение в любой административный орган требует составления заявления. Законодательство не ставит определенных рамок для таких документов. Можно использовать обычную А4 бумагу, писать вручную (но лучше сделать это на компьютере).

Требования стандартные:

  • структурированность («шапка», «основная часть», «список материалов», подпись заявителя);
  • чистота содержимого – без помарок, исправлений, дописок, карандашных комментариев;
  • конкретизация – по делу, коротко, без нецензурных и личных выражений;
  • указание необходимых актов или статей законодательства.

Готовые заявления можно посмотреть на официальном сайте госуслуг, спросить в МФЦ или Росреестре.

Если обращение предусматривает заполнение бланка, сотрудники предоставляют его сами. Распечатывают и показывают образец, чтобы заявитель его правильно заполнил.

Можно ли оформить дачный участок без документов

Иногда бывает: дом стоит, земля тоже, но, увы, бумаг нет. Владелец либо умер, либо, забросив хозяйство, уехал. Что делать? Заинтересованное лицо сначала должно отыскать самого хозяина/его наследников, договориться переоформить землю. Если подобный вариант «пролетел», нужно действовать через местную администрацию, чтобы они признали официально землю бесхозяйственной.

Бесхозяйственное (бесхозное) имущество – недвижимость, не имеющая по документам владельца, или же он давно отказался от всех прав владения.

Чтобы такие недвижимые вещи зарегистрировать, местное самоуправление должно направить соответствующий запрос.

Вторым шагом будет обязательное межевание с последующим координированием выявленных границ земли. После этого Росреестр сможет внести бесхозный надел в свою систему.

Вся процедура занимает примерно 3—4 месяца. Спорные моменты решаются через суд.

Стоимость и сроки оформления

Определенной цены нет, каждый регион устанавливает расценки самостоятельно. Тем более, если требуется межевание. Официальные госуслуги имеют фиксированную цену:

  • подготовка кадастра 300—500 руб.;
  • администрация – обращение бесплатно;
  • выкуп участка – сумма, указанная ранее в паспорте;
  • пошлина ЕГРН 200–2000 рублей, смотря какая ситуация;
  • межевание 5000+рублей, организации выставляют цены индивидуально.

Ноутбук на газоне

Кадастровый план, как правило, составляется инженером, проводящим межевание. Срока годности он не имеет. Однако обновлены требования, касающиеся плана. Например, согласно им дачному участку автоматически присваивается свой индивидуальный номер. Если его в тексте плана нет, это серьезный недочет.

Сроки рассмотрения подаваемых обращений:

  • администрация – месяц;
  • Росреестр (выдача кадастра) – 10 дней (можно ускорить, если подать соответствующую заявку, тогда 5 дней);
  • межевание – 2—3 недели, смотря по сложности и масштабу работ, отдаленности надела.

Ссылка на основную публикацию