Процедура изменения целевого назначения земельного участка

Фото 1

Согласно законодательству земля считается имуществом. Собственник вправе продавать/менять/дарить/завещать участок. Государство старается контролировать использование и реализацию территорий. Поэтому любые процедуры, связанные с ними, должны осуществляться официально. Например, изменение целевого назначения земельного участка. Как это происходит на практике, насколько сложна процедура? Стоит разобраться подробнее.

Когда возможно изменение целевого назначения участка, зачем его менять

Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми. Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы. Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью. Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий. Эти данные помогают выявить категорию участков.

В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов. Для этого существуют 2 разных варианта:

  1. Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
  2. Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.

Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта. Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.

Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.

Фото 2

Изменение целевого назначения участка: понятие, законы

7 статья в ЗК РФ подчеркивает, что определение любой земельной категории обычно ведется по целевому назначению.

Выходит, любой участок земли имеет свою конкретную цель. И обязанности собственника – следовать ей. Тогда практическое использование надела будет осуществляться согласно данным Росреестра.

Здесь важно не путать «категория земли» с «целевым назначением». Когда первое определение масштабное, оно включает все категории, на которые потом делится земля согласно главному своему целевому назначению:

  • сельхозназначение;
  • земли для осуществления застройки;
  • природоохранные территории;
  • историко-культурные;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • промышленности и пр.

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет свои, отдельные разновидности целевого назначения.

Любой землевладелец, при необходимости, вправе сменить существующее функциональное обозначение надела, притом категория останется нетронутой. Сменить же саму категорию крайне сложно, требует предъявления веских оснований, это долгая и муторная процедура.

Особенности процедуры отражены на страницах Земельного кодекса, а также в законе ФЗ 172.

Как производится: поэтапный порядок, документы

Итак, гражданин решил осуществить смену функционального значения имеющейся у него территории.

Порядок действий, список документов

НаименованиеПодробности
Посещение администрацииНужна местная администрация (муниципалитет). Туда собственник либо приходит самостоятельно, либо действует через доверенное лицо. Узнать, где находится муниципалитет, можно по интернету. Гражданин излагает свои цели в составленном им заявлении. Затем прикладывает к нему следующие бумаги:

●       паспорт гражданина (нужна копия с демонстрацией оригинала);

●       правоустанавливающий документ (нужна копия с демонстрацией оригинала);

●       кадастровый паспорт (можно выписку ЕГРН);

●       межевой план;

●       проектная документация;

●       письменные расчеты, отражающие эффективность практического использования земли сначала по имеющемуся назначению, потом после смены статуса
Создание комиссииЧтобы изучить заявку и присланные с ней документы, создается специальная комиссия. Срок рассмотрения – максимальный 10 дней. После чего назначается дата будущего заседания, об этом заранее уведомляются соседи заявителя
Обходной листАдминистрация передает его заявителю, там списком указаны организации. Гражданин поочередно обходит их и согласовывает будущее изменение статуса у своего надела. Причем их согласие должно быть письменным:

●       Земельный комитет;

●       природоохранительные органы;

●       комитет по архитектуре;

●       санэпидемстанция.

Примерный список
Открытые слушанияОни проходят примерно 40 дней (датой отсчета можно считать подачу заявления). Там вправе присутствовать все, кто как-то заинтересован в исходе затеваемого дела: экологи, инженеры – геодезисты и пр. Все замечания и комментарии присутствующих обязательно фиксируются внутри составляемого протокола. Его изучит глава администрации, после чего примет решение
Новая регистрацияЕсли заявку решили удовлетворить, гражданина своевременно уведомляют, выслав письменное подтверждение. Теперь ему остается внести указанные администрацией изменения в основные правоустанавливающие документы. Это делается в МФЦ или местном Росреестре. После обновленной регистрации заявитель получает свою выписку ЕГРН

Важно: в общем вся процедура займет примерно 1,5—2 месяца в соответствии с нормами ЗК РФ.

Заполнение заявления, образец

Заявку гражданин оформляет письменно, составляя специальное заявление. Это стандартный деловой документ, в котором должны находиться следующие данные:

  • «шапка» – наименование адресата, включая адрес учреждения;
  • данные заявителя (его Ф. И. О., адрес, контактные телефоны);
  • «основная часть» – указать имеющуюся категорию своего надела;
  • желаемую категорию (целевое назначение);
  • номер участка согласно кадастру;
  • основания, подтверждающие значимость просьбы владельца;
  • перечень всех прилагаемых документов;
  • подпись заявителя, дата.

Кстати, желательно вписать соответствующие нормативные акты, статьи ЗК РФ и федерального закона (ФЗ 172). Придерживаться нейтрального делового стиля, без помарок, исправлений и приписок.

Важно: ключевую роль сыграют не приложенные бумаги, а весомые основания, перечисленные автором.

Готовое заявление можно попросить у специалистов МФЦ или посмотреть в интернете.

Стоимость процедуры

Само рассмотрение ходатайства считается бесплатным, здесь госпошлины нет. Заявителя ждут иные расходы:

  • проведение экспертиз;
  • разработка подробной проектной документации;
  • госпошлина за проведение регистрации;
  • консультация юриста.

Фото 3

Специалисты обычно назначают индивидуальные цены, поэтому предугадать что-то довольно трудно. К счастью, рынок услуг разнообразен и велик, можно выбрать фирмы с демократичными расценками.

Однако, общая стоимость смены существующего назначения будет довольно приличной. Поэтому стоит заранее прикинуть, имеются ли у собственника довольно серьезные для проведения такой процедуры основания.

Госпошлина требуется для регистрации, она составит 350 рублей (если заявитель физлицо).

Случаи, когда могут отказать

Бывает, что, вместо положительного решения, администрация высылает отказное уведомление. Почему? Основные причины:

  • недостаточная аргументация;
  • нет требуемых документов (или не все собраны);
  • не хватает письменных согласований;
  • имеется запрет согласно федеральным или же региональным законам;
  • земли уникальные, менять специфику их использования нельзя;
  • неправильно или неграмотно заполнены бланки;
  • негативный вывод проведенной экологической экспертизы;
  • надел переводят в общий лесной фонд.

Важно: причина отказа будет подробно описана в присланном уведомлении. Бывает, что она исправима, и гражданин может повторно обратиться, как только учтет замечания. Он вправе оспорить отказ, если считает его незаконным, в судебном порядке.

Другие важные нюансы

Можно ли менять целевое применение своего ЗУ не полностью? Да. Например, территория приличная, и хозяин планирует использовать ее по-разному. Он может менять назначение:

  • всего участка;
  • его доли.

Фото 4

Причем площадь и расположение доли нужно указывать в своем заявлении подробно. Тогда надел будет поделен на несколько конкретных секторов. Делается землеотвод, и, закончив процедуру смены, собственник сможет начать планируемую деятельность. Например, изначально он думал одну часть приобретенной земли использовать на строительство, оставшуюся часть на нечто другое.

Иногда природные катаклизмы или форс-мажорные обстоятельства насильно меняют первоначальные характеристики участка. Как пожар, наводнение или сход селя. Тогда территории, бывшие ранее плодородными лугами, могут стать выжженной неблагоприятной пустыней или залитым водой болотом. Допустима смена существующей категории. Конечно, масштаб происшествия оценит приглашенный специалист, его отчет потом изучат представители администрации.

Можно сдавать после окончания процедуры надел кому-нибудь в аренду? Да, главное, чтобы арендатор использовал его согласно указанным в Росреестре характеристикам участка.

Ссылка на основную публикацию