Перечень необходимых документов для покупки земельного участка

Трава, дачные дома

Процесс покупки земельного участка не является сложной процедурой. Трудности могут возникнуть лишь при сборе необходимой документации. Основная проблема заключается в их большом количестве и времени, требуемом на сбор. Тем более что процедура подготовки является одним из важнейших этапов для приобретения. В нашей статье мы постараемся объяснить, какие документы для покупки земельного участка могут потребоваться.

В процессе часто возникают проблемы по недостаче тех или иных бумаг, и сделка при этом завершается. Чтоб не оказаться в такой ситуации, вы должны четко понимать, какая документация потребуется от вас и от собственника участка. И тогда сделка пройдет успешно, а стороны подписания договора получат должное.

Процедура покупки земельного надела: основная информация

На сегодняшний день приобретение земли возможно двумя способами:

  • у собственника;
  • у государства.

В первом случае все выглядит довольно-таки просто. Вы находите продавца и смотрите участок. Для такого действия вы вправе сразу потребовать документацию, подтверждающую право собственности, а также бумаги, позволяющие осуществлять действия с землей. Это важно, ведь в наше время земельный участок может принадлежать человеку пожизненно без права продажи. Если с документацией порядок, то можно продолжить процедуру. Назначается дата оформления документов и дальнейших действий.

Такая сделка завершается в период, когда уплачены все налоги (госпошлина), а также подписаны документы. Немаловажным будет и внесение платы за участок, ведь при ином развитии событий, землю никто не продаст, если таковые действия не были предусмотрены договором о задатке и т. д. Квитанции об оплате госпошлины необходимо сохранить аж до момента регистрирования участка. Приобретение земельного участка от собственника может происходить через аукцион.

В основном через аукцион приобретается земельный удел от государства, однако бывают и частные случаи. Для приобретения земли через аукцион первым шагом потребуется написать заявление об участии. Без подобного рода документа граждане просто не допускаются к торгам. После аукциона победитель обязуется оплатить выигранный лот в течение 5-и дней со дня проведения аукциона и оформления договора.

Основной пакет документов для покупки земельного участка

Как известно из настоящего законодательства, осуществлять сделки по передаче собственности можно только с участками, занесенными в кадастр. Соответственно, земля должна обладать кадастровым паспортом и планом. Поэтому при общении с продавцом уточните наличие данных документов.

Поле с виноградной лозой

Сразу спрашивайте о наличии бумаг, удостоверяющих право собственности на земельный удел. В частности, это: свидетельство о регистрации, документы купли-продажи или дарственная. Данный перечень является обязательным, а потому внимательно изучите их при наличии. Немаловажным будет потребовать и проверку дополнительной документации, которая может помочь оценить реальную стоимость сделки и релевантность всего процесса.

В основном под список таких документов подпадают справки из различных структур, например, справка с указанием нормативной цены земельного участка или об отсутствии сервитута на ней. Немаловажным будет узнать, не зарегистрировано ли на территории никаких строений, если таковых не обнаружено. Все дело в том, что при дальнейшем строительстве регулирующий орган может заявить об уже имеющейся недвижимости (которая была снесена). Такая процедура потребует большого количества сил и времени для оформления соответствующих документов.

Немаловажной будет и проверка документов самого продавца. Если он иностранец, то будьте осмотрительней. При этом продажей участка могут заниматься как физические, так и юридические лица. Если в дальнейшем вы желаете возвести строение на данной территории, то сразу спросите, возможно ли это, и не существует ли запрещающих актов от муниципалитета.

Если покупаемый надел уже имеет недостроенное здание, то от продавца необходимо получить разрешительные документы. В первую очередь — это разрешение на проведение строительных работ, а также проектную документацию. Обратите внимание, чтобы в папке с бумагами лежала выписка из градостроительного комитета и подтверждение от местного органа администрации.

Содержание и образец договора купли-продажи земельного участка

Итак, мы уже рассмотрели вопрос о том, какие именно документы нужны при покупке земельного участка. Теперь следует перейти к более важному вопросу и ознакомится с содержанием и образцом договора купли-продажи.

Он может иметь как предварительный, так и заключительный характер. Первый, в свою очередь, прописывает определенные условия, утверждающиеся и переносящиеся в основной документ. Перед заключением последнего желательно несколько раз перечитать документ, включая все сноски и дополнения. Покупатель не ошибется с выбором и не купится на уловки мошенников.

В таком договоре обязательно должны быть следующие пункты:

  1. Географические данные о месторасположении земельного удела.
  2. Площадь и дополнительные характеристики земли.
  3. Предназначение участка (ИЖС, СНТ).
  4. Стоимость сделки.
  5. Сроки.

Данный перечень вправе дополняться иными пунктами в зависимости от условий проводимой сделки.

Когда нужен предварительный договор

Исходя из законодательства РФ, составление предварительного договора – действие добровольное. Специалисты, работающие по земельному праву, утверждают, что необходимость в составлении подобных бумаг есть, и это обусловлено постоянным ростом мошенничества в делах с продажей недвижимости.

Подобная бумага способна уберечь честных граждан от уловок мошенников, ведь все условия будущей сделки будут прописаны в договоре заранее. В результате человек сможет ознакомиться с ним, у него будет время на принятие решения. Для получения юридической защиты такую бумагу следует подписывать только в присутствии юриста. В дальнейшем он поможет перенести условия договора в основной пакет документов, и сделка пройдет безопаснее.

Дополнительный пакет документации, в зависимости от ситуации: владелец несовершеннолетний ребенок, совместная собственность и др.

Как только речь заходит о документах, требуемых для продажи или покупки земельного удела. Человек должен понимать, что процедура имеет двусторонний характер, а значит, потратить время на сбор потребуется обоим участникам.

Продавец может выступать как физическое, так и юридическое лицо (которое не относится к государственной деятельности). При продаже земельного удела он должен предоставить бумаги, подтверждающие право собственности и самого участка. Если с получением договора купли-продажи или дарственной вопросов не возникает, то для получения кадастровой выписки может потребоваться поход в Росреестр.

Ограда в поле

Если в процессе будут затронуты интересы младших граждан (детей), обязательно потребуется разрешительный документ от органов опеки. Сразу желательно спросить о возможных обременениях участка, таких как судебный арест или сервитут. При должном внимании ко всем мелочам сделка может пройти быстрее, и обе стороны получат свое.

Не стоит думать, что все тяготы по сбору документации окончены, ведь от покупателя также требуются некоторые бумаги для дальнейшей регистрации земли. Для начала ему необходимо предоставить копию паспорта, а также приложить оригинал для проверки. Написать заявление о выкупе (если такая процедура происходила), а также кадастровую книгу. Подкрепить свои намерения о покупке нового земельного надела можно при помощи документации и справок с работы (с указанием заработной платы). Это необходимо, если средства на приобретение будут браться в банке или из материнского капитала.

В случае наличия супруга потребуется письменная расписка от второго члена семьи, а при наличии детей – разрешительный документ из органов опеки. После сбора документации желательно отложить несколько дней, и в присутствии юриста все проверить. Он сможет указать на неточности в документации либо необходимости дополнительных бумаг. После чего можно приступать к разработке текстовой составляющей договора купли-продажи.

Что выдают владельцу после регистрации права

После сбора документов и подписания договоров наступает волнительный момент. Это регистрация своего имущества в госорганах. Этот момент является одним из важнейших во всей процедуре покупки недвижимости. Естественно, подписав все бумаги и оплатив покупку, человек имеет право на переезд и дальнейшее владение собственностью. Для придания полноценных прав имуществу, необходимо обратиться в Федеральный орган с заявлением о регистрации и внесении в базу своего имения.

Сделать это несложно, но потребуется собрать еще несколько бумаг:

  • заявление;
  • паспорт;
  • договор купли-продажи;
  • квитанция об оплате госпошлины.

На поле стоит дерево и старый гараж

Собрав необходимую документацию, ее относят в регистрационный орган, расположенный в городе, к которому территориально относится ваше имение. После подачи документации необходимо получить расписку и проверить указанный в ней перечень бумаг. Это позволит в дальнейшем следить за продвижением регистрации и станет подтверждением ваших слов в случае необходимости.

В среднем срок рассмотрения дела и регистрирования земельного участка не превышает 30-и дней, даже если срок подачи выпадает на выходные или праздники.

Подводные камни

Бывают случаи, когда граждане пренебрегают сбором документов и уделяют этому процессу слишком малый отрезок времени. Следствием становятся многочисленные проблемы с приобретением земли и недвижимости. Стоит понимать, что каждый участок обладает своими особенностями, а потому рассмотрение дела затягивается.

Проблемы с участком возникают и по другой причине. Например, весенняя оттепель поднимет грунтовые воды, и участок будет затоплен. Поэтому использовать такую землю не только нецелесообразно, но и нельзя! Проблемы с законом у предыдущего хозяина также могут помешать в регистрации купленной земли (арест участка, сервитут). Семейные проблемы, когда жена не дает добро на продажу, или имеется младенец, и органы опеки не дают разрешение на переезд. В зависимости от каждой ситуации, необходимо собрать документацию, которая послужит залогом успешной сделки.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, всегда внимательно проверяйте документацию, предоставленную продавцом. Перед составлением основного бланка отправьтесь к юристу и обсудите с ним все моменты, указанные в предварительном документе. Если участок покупается для дальнейшей жизни, следовательно, строительство капитальной постройки неминуемо, проверьте разрешительную документацию на такое действие, а также предназначение земельного удела.

Ссылка на основную публикацию