Можно ли и как прописаться в СНТ

Сельскохозяйственные поля, дома на заднем фоне

Аббревиатура СНТ расшифровывается как садовое некоммерческое товарищество. Организация эта имеет официальную регистрацию в государственных органах и статус юридического лица. Её цель — помогать членам коллектива решать общие социально — хозяйственные задачи по ведению садоводства. А можно ли прописаться в СНТ?

Владельцы земельных участков, объединённые товариществом, регулярно выплачивают взносы. Эти деньги расходуются для содержания сети дорог, водопроводов, электрических, газовых коммуникаций, органа правления, возглавляемого председателем. У каждого СНТ есть свой устав, определяющий взаимоотношения членов коллектива между собой, а также всей организации в целом с государственными органами власти.

Земля, как правило, принадлежит им по праву собственности. Такой участок имеет категорию земли сельхозназначения. По закону Российской Федерации сельскохозяйственные земли должны использоваться строго по своему назначению. Проводить любые работы, не связанные с производством сельскохозяйственной продукции, запрещены.

Три вида деятельности позволяют получить право на застройку: садоводство, огородничество, фермерская деятельность. Разрешение такого вида даёт право реально осуществлять строительство жилого дома на садовом участке.

Это исключительно важный аспект, для того чтобы прописаться в СНТ. Особенно при покупке дачной усадьбы, внимательно изучите правовой статус земли. На законодательном уровне правительством РФ внесён на рассмотрение в Государственную Думу, получив подтверждение, ряд изменений федерального закона «О садовых некоммерческих товариществах». К числу этих изменений относится разрешение на прописку в СНТ.

Отныне домики, расположенные на территории дачных участков, имеют статус «ИЖС» — индивидуальное жилое строение. Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы стать полноправным хозяином собственного дома.

Подготовка документов для получения прописки на дачном участке

Для многих людей прописка, а вместе с ней законное владение собственным домом на личном участке — просто палочка-выручалочка. Очень много людей с ограниченными финансовыми возможностями, которые не могут приобрести благоустроенную квартиру или добротный жилой дом в более обустроенном месте.

Альтернативой для решения жилищного вопроса как раз будет возможность прописаться на личном дачном участке в собственном жилье. В новом законопроекте сформулированы основные условия для получения разрешения.

Если у гражданина РФ есть постоянное место жительства (ПМЖ) — квартира или дом, то он должен официально выписаться оттуда, прежде чем будет прописываться по указанному адресу постоянного места жительства на дачном участке.

К земле законодатели тоже предъявляют определённые требования: земля, дачный домик, гараж, хозяйственные постройки все без исключения должны быть собственностью заявителя и располагаться на его сотках. Для этого нужно иметь свидетельство о праве собственности.

Поэтому изначально необходимо заняться обращением в частную собственность земли, получением свидетельства о регистрации права на участок.

Приватизация земельного участка и дачи

Часто владелец нескольких соток дачного надела не имеет других документов, кроме членского билета, который говорит только о том, что гражданин является членом объединения садоводов. Билет не даёт права на земельный участок, который является недвижимым имуществом.

Дачные дома, туман

Право пользоваться этой недвижимостью без оглядок на всевозможные изменения, которыми так богата наша жизнь, надо соответствующим образом оформить, зарегистрировать. Иначе, когда встанет необходимость совершить сделку с участком: продать, сделать дарственную, передать его по наследству, могут возникнуть большие, казалось бы, непредвиденные, осложнения.

Но есть хорошая новость — с 1 марта 2015 года до конца 2020 года действуют упрощённые условия обращения в собственность дачных наделов, а также дачных домов, хозяйственных строений и возможность оформить в собственность.

  1. Надел земли передаётся члену садоводческого общества безвозмездно.
  2. Члены СНТ имеют право приватизировать землю независимо от времени принятия их членами коллектива.
  3. Приватизация возможна, если садоводческое общество получило землю до 30.10.2001 года. Земельные участки, изъятые из оборота, приватизации не подлежат.

Пошаговый процесс приватизации

1.Обращаетесь в земельный или имущественный отдел местной администрации, сдаёте документы:

  • заявление о предоставлении земельного участка в собственность;
  • схему садового участка, подписанную и утверждённую председателем;
  • документ (справка, протокол, выписка), подписанный председателем, подтверждающий принадлежность участка члену общества садоводов.

Сроком до 14 дней администрация примет решение о предоставлении земли.

  1. Предоставляете Кадастровой палате: решение о предоставлении земли в собственность, справку о размере земельного участка.
  2. Регистрация Росреестром права собственности на землю.

Действующий упрощённый порядок приватизации позволяет оформить дачу, гараж, хозяйственные постройки бесплатно. Процедура приватизации и оформления дачного дома ещё проще.

Для регистрации права собственности хозяину дачи надо обратиться в Росреестр.

Заполняется декларация — два экземпляра. Указывается:

  • название (дом, гараж, сарай);
  • адрес;
  • площадь (замер собственник делает самостоятельно);
  • кадастровый номер;
  • этажность;
  • материал постройки;
  • сведения о подключении к электрическим, газовым сетям, водоснабжению.

Документы:

  1. Паспорт.
  2. Квитанция об уплате пошлины.
  3. Свидетельство о праве собственности на землю.

На основании этих документов Росреестр зарегистрирует право собственности на дачу. Получить выписку из Росреестра можно по заявлению. Два этих свидетельства обязательны для пакета документов на регистрацию в СНТ.

Необходимые условия

Оформить прописку можно только в товариществах, которые находятся вблизи населённых пунктов:

  1. Город.
  2. Посёлок.
  3. Деревня.

Первая причина такой привязки заключается в том, что при подаче заявления для регистрации требуется указывать адрес будущего постоянного места жительства. Без привязки садоводческого сообщества к определённому населённому пункту вам не разрешат получить прописку.

Если дом построен на земельных участках, находящихся в пределах охранных зон лесных, водных хозяйств, являются землями, охраняемыми государством, или землями сельхозназначения, не имеющими разрешения на ведение строительных работ – разрешить прописаться вам не смогут.

Требования к состоянию дома при переводе его в жилой фонд

Сейчас садовые товарищества преобразились: строят новые дома, мало чем отличающиеся от своих «собратьев» на Рублёвке. А как же быть с теми домиками, которые построены значительно раньше? Они имеют вид значительно скромнее, а построить новый – нет возможности. Многие эти строения исполняли роль приюта хозяев участка летом. Чтобы этому домику стать жилым домом, получить на него технический паспорт, его хозяину нужно будет пройти не совсем простой путь.

Но важно знать, куда идти, и сделать первый шаг. Подать органам местного самоуправления ходатайство о признании дачного строения жилым домом.

На основании положений ст. 23 Жилищного кодекса РФ местные власти будут работать по ходатайству, принимать решение по переводу нежилого помещения в жилищный фонд населённого пункта. Второе заявление о создании экспертной комиссии для проведения экспертизы. Состав комиссии:

  1. Инженер-строитель БТИ.
  2. Пожарная служба.
  3. Роспотребнадзор.
  4. Санитарно-технический надзор.

Расходы по проведению экспертизы оплачивает собственник.

Пригодность жилья к круглогодичному использованию определяется по параметрам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г.:

  • дом стоит на фундаменте без признаков разрушения. Капитальные стены, внутренняя отделка помещений;
  • эксперты оценивают состояние стен пола, потолков, крыши. Делают заключение, что в нём можно проживать круглый год. Зимой температура не будет опускаться ниже 18 градусов;
  • надёжность несущих, ограждающих конструкций. Перемещение внутри, а также снаружи – безопасным;
  • наличие жизненно необходимых коммуникаций – электричества, водоснабжения, отопления. Отопление может быть печным. Если дачный посёлок газифицирован, а дом не подключён к газовой сети – это не может служить основанием отказа, но вопрос может оказаться спорным. Тогда решать его нужно через суд. Наличие централизованного водоснабжения тоже необязательно. Водой можно пользоваться из колодца. При этом пригодность воды для питья должна быть подтверждена экспертной оценкой Роспотребнадзора;
  • высота потолков соответствует нормам СНИП;
  • естественное освещение (инсоляция) комнат, кухонного помещения не должна быть ниже предельных санитарных норм;
  • садовое товарищество находится вблизи населённого пункта с развитой инфраструктурой. Работают магазины, аптека, больница или фельдшерский пункт, клуб.

После обследования дома эксперты выдадут заключительный акт технического состояния. Служба Роспотребнадзора, пожарной безопасности по результатам исследований сделают заключение соответствия дома санитарным нормам для жилых помещений и требованиям пожарным безопасности.

Садовый участок с домом

Если комиссия сделает отрицательные выводы по техническому состоянию строения или санитарное, противопожарное состояние нарушает нормы – составят предписание. Нарушения, указанные в предписании, устраните. После устранения недостатков сделать повторную экспертизу.

Получение разрешения на прописку

После того как собраны необходимые документы, приобщаем их к ходатайству:

  1. Свидетельство о праве собственности на землю.
  2. Свидетельство о праве собственности на дом.
  3. Экспертное заключение о техническом состоянии дома.
  4. Заключение пожарной службы и Роспотребнадзора о соответствии дома нормам санитарной и пожарной безопасности.

Специальная комиссия администрации проработает и проанализирует их. Вам будет выдано решение по этому вопросу. Два варианта.

Положительный. Решение — разрешить зарегистрироваться.

Регистрироваться можно через многофункциональный федеральный центр МФЦ. Сдаёте комплект документов специалисту центра. Эти документы МФЦ перешлёт в отделение федеральной миграционной службы. После проверки и регистрации через 4–5 дней можно будет получить готовые документы в том же центре.

Все эту процедуру можно сделать самому непосредственно через УФМС. Но там не все дни приёмные. Нужно помнить об этом.

Ещё один возможный разрешенный вариант прописываться. Через портал «Госуслуги». Виртуально заполнить заявление. Приложить к нему сканы требующихся документов. Через 4–5 дней позвонят из ФМС и сообщат, когда можно получить готовый документ. Нужно будет предоставить подлинники всех отсканированных документов. Здесь же отметят регистрацию в паспорте.

Вариант второй. Отрицательный.

Обращение в суд

Получив отказ администрации, обращаетесь в суд. В решении, полученном от администрации, будет указана причина отказа. Для составления правильного заявления потребуется юрист. Суд назначит дополнительную экспертизу. Результаты обследования дома будут приобщены к делу.

К имеющемуся пакету документов для суда необходимо добавить:

  • исковое заявление;
  • личный паспорт;
  • решение администрации об отказе признать дом жилым;
  • кадастровый паспорт.

Дачный дом, зеленый газон

Если при рассмотрении дела судебное решение будет в вашу пользу, то впереди уже знакомый путь. Описан выше. Отказать в регистрации не смогут.

Нюансы прописки и переезда

Итак, мы рассмотрели возможность регистрации в СНТ. Ответ однозначный – можно. Последнее время часто задаётся вопрос, можно ли прописывать родственников? Если хватает жилой площади. Если вы решили стать жителем «Рублёвки» — это одно, и совсем другое, если вы хотите поселиться в окрестностях «Копейкино». Посадить сад, завести подсобное хозяйство – полезно и выгодно.

Из вышесказанного видно, что, помимо затрат денег и времени на воплощение своей мечты, впереди вас ожидает будущее тоже с немалыми трудностями. Дачные посёлки, как правило, не имеют хороших дорог, возможны перебои с водоснабжением и прочими удобствами цивилизованной жизни.

При отсутствии автомобиля добираться до города или посёлка придётся общественным транспортом, который ходит не всегда регулярно. Населённые пункты такие поселения на баланс не берут и не несут никакой ответственности за развитие инфраструктуры и улучшения быта его жителей.

Нет никаких постановлений, инструкций на этот счёт. Если же переезжает семья с детьми, то вопросов ещё больше, отсутствие детских садиков, школ и медицинских учреждений. И поэтому, если вы городской житель и обеспечены жильём, прежде чем принять решение о переезде, послушайте отзывы людей, переехавших для ПМЖ на дачи. Вспомните русскую пословицу – «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Ссылка на основную публикацию