Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество

Фото 1

Процесс передачи права собственности на объекты недвижимого имущества в непременном порядке должен быть запротоколирован в госреестре. Это дает определенную степень надежности. Если необходимо будет подтвердить, что жилое или нежилое имущество (например, квартира, дом или даже общежитие) принадлежит именно вам, то при помощи других способов доказать свою правоту будет весьма проблематично.

Отметка о госрегистрации является практически единственной бумагой, которая способна подтвердить переход права собственности на недвижимое имущество к конкретному человеку.

Что по этому поводу говорит законодательство

Если же человек должным образом еще не успел задокументировать факт передачи недвижимого имущества в собственность, то никаких спорных ситуаций не возникнет до тех пор, пока он просто наслаждается объектом, который теперь находится в его руках. Однако если человек начнет активно пользоваться недвижимостью, которая фактически принадлежит ему, но это не закреплено на законодательном уровне, то у него могут возникнуть конфликтные ситуации с представителями закона.

Дело в том, что нормативные акты нашей страны говорят о том, что гражданин не имеет права на заключение каких-либо соглашений, если факт того, что данное имущество принадлежит ему, не закреплен на законодательном уровне. В противном случае гражданин попросту не сможет распоряжаться своим имуществом в полной мере. А все сделки, которые он совершит в течение всего времени отсутствия соответствующей регистрации, не будут иметь юридической силы, и назвать их законными нельзя будет никак.

Чтобы иметь возможность, например, предоставлять имущество в аренду или даже продать его, необходимо предъявить соответствующее свидетельство. Как правило, такое требование выдвигают все граждане, которые желают заключить какую-либо сделку с собственником недвижимого имущества. Если же собственник этого сделать не может или отказывается, то к нему теряется всяческое доверие со стороны его потенциального контрагента.

Фото 2

Поэтому можно точно сказать, что момент перехода права собственности должен быть документально оформлен по всем нормам и стандартам закона. Это требование в принудительном порядке выдвигает закон. Причина такой необходимости состоит в том, чтобы граждане, которые запланируют подобный момент деловых отношений с собственником имущества, были уверены, что он владеет данной собственностью на законных основаниях. Следовательно, все заключенные сделки будут тщательно охраняться законом с позиции соблюдения всех прав и обязательств обеих сторон.

Помимо этого, государственное свидетельство на конкретный вид недвижимого объекта будет подтверждать, что все операции со стороны владельца правомочны. Данный документ обеспечивает защиту того человека, которому данная собственность переходит в полное и безоговорочное владение.

Как проходит госрегистрация

Любой гражданин по закону нашей страны имеет право передавать свое имущество во владение другому человеку. Государственная регистрация была учреждена в России в конце прошлого века и действует до тех пор, пока ей на смену не придет какой-либо другой закон, который впоследствии будет регламентировать подобные правоотношения.

Период, в течение которого необходимо регистрировать право собственности на другого человека, не предусмотрен. То есть четких временных рамок, чтобы задокументировать факт передачи имущества, наше законодательство не устанавливает. Однако гражданин, который передает собственность в распоряжение другому человеку, должен обосновать свои действия рядом причин. Так как впоследствии необходимо исключить перемещение прав от выбранного субъекта другому. Если право на распоряжение данной собственностью передано в руки конкретному человеку, нельзя будет на ту же собственность оформить, например, акт дарения или включить его в завещание.

В той ситуации, если гражданин так и не задокументирует собственные правомочия на недвижимое имущество, то его родственникам будет нелегко впоследствии доказать, что они имеют право на данное имущество, даже если дело дойдет до судебного разбирательства. Выяснение, кто прав, а кто виноват, в суде зачастую затягивает на весьма продолжительный срок, однако это еще не гарантирует того, что суд разрешит ситуацию именно в вашу пользу.

Чтобы пройти процедуру в госреестре, требуется выполнить несколько немудреных действий:

  • передать в полномочный орган стандартный комплект документов;
  • проверить, насколько передача прав является законным действием со стороны заявителя, а также являются ли документы подлинными;
  • убедиться, что нет других причин для разногласий на правовой почве между контрагентами.

Если же основания, по которым процесс передачи имущества является невозможным, отсутствуют, то в госреестре делается определенная запись, которая подтверждает, что собственник уже больше не имеет прав на эту недвижимую собственность.

На каждом документе ставится отметка и дата принятия. Эта дата должна также совпадать с той, которую проставляют в документе о госрегистрации.

Фото 3

Однако в процессе могут обнаружиться обстоятельства, на основании которых в выдаче свидетельства и занесении надлежащей записи в госреестр могут отказать:

  • документы, поданные для госрегистрации, представлены не в полном объеме либо же их подлинность подвергается некоторым сомнениям со стороны представителей закона;
  • гражданин, который является собственником недвижимого имущества, указал не всю информацию, необходимую для продолжения процесса регистрации либо же выяснилось, что у него нет прав собственности;
  • владелец не зарегистрировал права на недвижимость, когда получал ее в свое распоряжение, следовательно, передавать объект в руки другому гражданину он не имеет никаких полномочий.

В такой ситуации необходимо представлять себе четкую грань между правом на владение недвижимым имуществом и правом на его распоряжение. То есть если гражданин приобрел какой-то недвижимый объект в результате покупки либо же оно было ему передано по праву наследства, то он является на данном этапе владельцем недвижимого имущества. Однако распоряжаться он им на законных основаниях сможет только тогда, когда до конца закончит госрегистрацию и получит соответствующее свидетельство. Оно подтвердит его права на совершение операций с данным объектом или же вокруг него.

Оформить имущество можно несколькими способами, среди которых выделяют три основных:

  • если собственник недвижимого объекта и гражданин, которому он будет впоследствии передан во владение и распоряжение, лично явятся в местное отделение Росреестра и подадут соответствующее заявление;
  • если обе стороны, собрав всю нужную документацию, отправят ее заказным письмом в соответствующий орган с уведомлением о доставке письма по адресу назначения;
  • если собственник и получатель прав на недвижимое имущество (помещение) пошлют документы через официальный интернет-портал Росреестра на рассмотрение.

Фото 4

Если обе стороны приходят в отделение Росреестра лично, то они совместно и непременно в присутствии работника данного отделения заполняют все необходимые бланки. Если же документация посылается через почту, то обоюдно подписанный договор заверяется нотариально. А также прилагаются копии паспортов и подписи собственника и гражданина, который в будущем станет владельцем передаваемого ему недвижимого объекта. Для отправки всех необходимых бумаг через электронные ресурсы важно наличие электронных подписей обеих сторон, заключающих между собой подобный вид договора. С этим можно ознакомиться в статьях закона или в соответствующих разделах нормативных актов.

Документация для госрегистрации

Документы для регистрации для перехода права собственности должны быть надлежащим образом оформлены и предоставлены полным пакетом. Сотруднику необходимо предъявить следующие документы и их копии по перечню:

  • обращения, которые подписаны как собственником, так и гражданином, который получает недвижимое имущество в свое владение;
  • документы, удостоверяющие личности обеих сторон (паспорта);
  • квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины;
  • документ, который подтверждает, что собственник действительно полноправно владеет объектом и уполномочен им распоряжаться по своему усмотрению;
  • договор о передаче недвижимого и нереализованного имущества другому гражданину, в котором прописаны права и обязательства обеих сторон, а также указаны некоторые нюансы на случай форс-мажорных обстоятельств и пр.;
  • акт о приеме-передаче объекта недвижимого имущества.

Последние два вида документации необходимо сделать в трех экземплярах и подать вместе с остальными документами в местное отделение Росреестра.

Государственная пошлина

Государством предусмотрена оплата государственной пошлины по соглашению передачи прав на владение и распоряжение недвижимостью составляет 2 тыс. рублей. В том случае, если в уже имеющуюся запись в государственном реестре необходимо внести некоторые корректировки, то стоимость подобной услуги будет составлять от 350 рублей до 1 тыс. рублей, в зависимости от того, что именно требуется изменить. При желании одна из сторон может оформить рассрочку. Однако с тем, будете ли вы платить всю сумму или по частям, нужно определиться заранее, так как перед подачей документа вам нужно будет именно выплатить госпошлину.

Однако существуют категории граждан, которые имеют право не совершать платеж в качестве государственной пошлины при совершении такого типа сделок. К ним относятся граждане, находящиеся на государственной службе, а также представители Центрального банка и граждане, относящиеся к разряду малоимущих.

Фото 5

Если же произошла переплата, то разницу плательщику возвращают, однако сделать это можно только в том случае, если государственная регистрация была успешно пройдена и выдано свидетельство. В противном случае сумма, выплаченная в качестве государственной пошлины, полностью сгорает.

Иные суммы госпошлины, так как в вопросе, сколько платить, не всегда имеется определенность:

  1. Регистрация прав на обладание недвижимостью: 2 тыс. руб.
  2. Прекращение прав на недвижимое имущество (дом, земля, импортную недвижимость или даже автомобиль, коммерческие здания): 500 руб.
  3. Регистрация права долевой собственности: 500 руб. с каждого.

Длительность рассмотрения

Как только вы подали документы, нужно знать, через какой срок будет вынесено решение. В этот день нужно будет требовать результатов от комиссии. После того как вся необходимая документация была передана, она в обязательном порядке проходит процедуру рассмотрения, в процессе которой проверяется подлинность документов и законность совершения данной сделки. Срок регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество составляет 10 дней.

Подтверждающая документация на недвижимость

Как только все необходимые проверки были проведены, новому собственнику выдается соответствующее свидетельство. Оно является государственным подтверждением того, что процедура регистрации были успешно пройдена, а все необходимые записи были внесены в госреестр.

Документ, подтверждающий, что новый собственник имеет полное основание распоряжаться переданным ему объектом (в том числе и служебным) — выписка из ЕГРП о существовании зарегистрированного права. Данный документ можно свободно заказать в том органе, где непосредственно проходил процесс регистрации. Однако нужно иметь основания, которыми могут выступать, например, договор с предыдущим собственником о передаче жилого имущества либо же акт дарения или право наследования. Эти моменты предусмотрены налоговым кодексом.

Сложные ситуации

На практике нередко возникают ситуации, когда собственник при передаче собственности другому человеку уклоняется от регистрации имущества. В данном случае до тех пор, пока не будет соответствующей записи в государственном реестре, сделка не может быть совершена. Получателю необходимо либо требовать от собственника прохождения регистрации либо вообще отказаться от сделки.

Если же собственник, продающий недвижимый объект, оказался ликвидирован, то гражданин, приобретающий собственность, может потребовать регистрации ее через судебное разбирательство либо же обратиться в соответствующий орган с просьбой о регистрации данного имущества.

Фото 6

Когда человек совершает договор купли-продажи, например, земельного участка или более мелкого товара (гаража, автомобиля, квартиры), то покупатель, в первую очередь, должен интересоваться у продавца не о стоимости объекта, как это обычно происходит. Первоначально огромное значение имеет наличие записи в Росреестре о том, что этот человек на законных основаниях владеет этим имуществом. В противном случае необходимо будет обременить его походом в МФЦ либо же расторгнуть договор, иначе могут возникнуть серьезные конфликты.

Если же дело касается какой-то вещи, то перевозчику необходимо будет поставить эту вещь получателю прав на нее, то есть передать на владение либо же отдать в специальный центр на хранение до момента регистрации права распоряжения ею.

Если предприятие реорганизовалось до того, как действующий закон вступил в силу, то оно имеет право сохранить право собственности и при этом не уплачивать государству госпошлину.

Ссылка на основную публикацию