Правила регистрации дома в России

Фото 1

Приобретая земельный участок с домом, приходится встретиться с юридическими проблемами, а именно регистрацией. Чтобы узнать, как работает процесс идентификации объектов строительства, разберемся по порядку со всеми нюансами.

Законодательная база

Каждый гражданин, имеющий земельный участок, должен знать, что регистрация дома обязательна. Это необходимо для того, что получить следующие права:

  • продавать имущество;
  • сдавать в аренду;
  • дарить другому лицу;
  • оформлять наследство.

Существуют два вида ситуации, когда необходимо регистрировать собственность:

  1. Самостоятельная постройка (объект индивидуального жилищного строительства).
  2. Регистрация уже построенного объекта.

Выделяются несколько видов домов:

  • ИЖС – это постройка загородного типа, образованная самостоятельно с определенной целью, где граждане имеют право построить объекты без кадастрового учета;
  • садоводческий (садовый) тип – образование с целью выращивания природных насаждений;
  • дачный тип – это объект строительства, который строится в качестве основного жилья и личных нужд;
  • крестьянско-хозяйственная постройка – форма образования, нацеленная на выращивание зерновых и других культур, а также ведение животноводческого бизнеса.

Подробнее о самостоятельной постройке

Существуют несколько критериев, которые признают дом объектом ИЖС:

  1. Предназначение постройки: только для одной семьи.
  2. Тип постройки: отдельный объект, не соединяющийся с другим.
  3. Количество этажей: не более 3.

Для того чтобы понять какие документы нужны для регистрации дома нужны, следует обратиться к законодательству.

Фото 2

Необходим следующий пакет документов:

  • копия первой страницы паспорта (имя заявителя);
  • заявление на оформление ИЖС от лица, предоставляющего паспортные данные;
  • свидетельство о праве собственности на дом, а также завещание, договор купли-продажи или другой документ, нужные для доказательства факта приобретения;
  • обязательное разрешение на постройку объекта недвижимости;
  • выписка из ЕГРП;
  • кадастровый паспорт и планировка участка из БТИ.

Дополнительно рекомендуется заранее узнавать весь список документов для оформления заявления на регистрацию имущества, чтобы упростить все операции.

Также стоит помнить: без разрешения на строительство объект недвижимости признается самостроем, что является правонарушением.

Подробнее о регистрации уже построенного дома

Процесс регистрации упрощается в разы, поскольку отсутствуют затраты на строительство и разрешения. Однако, рекомендуется проверить собственность на наличие всех правоустанавливающих документов.

Первый этап регистрации – получение технического паспорта имущества и плана постройки из инвентаризационного бюро. Составляется письменное заявление, которое после одобрения через неделю будет готово в виде выписки из домовой книги.

Далее имеются два варианта развития событий:

  1. Дом находится на территории дачного участка. То есть это простой вид участка, располагающийся в определенном СНТ. Регистрация сада или дачи производится в упрощенном виде без присоединения к кадастровому учету. Необходимо подать заявление местной администрацией, чтобы запросить внести изменения.
  2. Объект постройки находится является самостоятельной постройкой или предназначен для ведения сельского хозяйства. После получения выписки из инвентаризационного бюро необходимо составить заявление о постановке на учет Госкадастра. После получения справки из кадастрового органа, следует переходить к следующему этапу регистрации, где будет разбираться сбор документов и сколько стоит зарегистрировать дом.

Третий этап – сбор необходимых документов для подачи через регистрирующий орган или местный МФЦ. Состав правоустанавливающих документов:

  1. Паспортные данные собственника имущества.
  2. Заявление о регистрации объекта в качестве индивидуального жилищного строительства.
  3. Документы, доказывающие право собственности.
  4. Новый технический паспорт и другие сведения из БТИ.
  5. Выписка из кадастрового учета (опционально).
  6. Квитанция об оплат госпошлины.

Стоимость государственной пошлины составляет 350 рублей.

Также необходимо собрать документы, доказывающее право на разрешение в эксплуатации, чтобы проверить прошлого владельца. Для этого необходимо обратиться к межевой службе или команде из БТИ. После проведения осмотра составляется отчет, который в виде заключения описывает все разрешенные или запрещенные основания для строительства.

Если планируется расширение границ, то такая функция просто необходима.

Последние этапы включают в себя обращение к местной администрации для присвоения почтового адреса.

После получения кадастрового паспорта обязательно нужно обратиться за разрешением об эксплуатации имущества из БТИ.

Окончательный этап – это регистрация документов в ЕГРП. Составляется письменное заявление, где предоставляются все документы, указанные выше.

Если дом является самостроем

Судебная практика показывает множество случаев, когда предыдущий владелец не имел разрешения на строительство здания, а нынешний собственник теперь в проблемах.

Однако, выход из такой ситуации есть без обращения в суд. Оформить право собственности и получить разрешение можно путем легализации. Это делается через соответствующий орган исполнительной власти.

Процесс легализации может занимать, как правило, от 2-х месяцев, а также несет за собой немалые вложения на услуги специализированных фирм.

Существуют три способа получения разрешения после признания самостроем:

  1. Прибегнуть к судебному разбирательству, написав заранее иск.
  2. Получить разрешение, доказав, что дом уже был построен ранее.
  3. Написать заявление комиссии по самостоятельной эксплуатации частных жилых домов. Как правило, организация обращается к банку и проверяет все задолженности.

Согласно действующему законодательству регистрация собственности производится по следующему порядку: сначала необходимо отнести все документы в Росреестр или обратиться через МФЦ для записи.

Во время проведения регистрации должны быть все участники имущества – касается долевого владения. Также можно оформить доверенность, чтобы не приглашать других лиц.

Если планируется покупать отдельную часть участка, то необходимо каждому участнику отказаться от права собственности.

Как работает упрощенная регистрация

Простой порядок оформления права собственности, например, в деревне, обусловлен тем, что не нужно обращаться к Госкадастру для постановки на учет. Также не требуется разрешений на постройку и дальнейшую эксплуатацию.

Право на прохождение упрощенной регистрации имеют следующие лица:

  • собственники с пожизненным владением участка;
  • лица, занимающиеся аграрным или животным хозяйством;
  • граждане, являющиеся юридическими лицами в сфере дачного природопользования в домашних условиях.

Плюсы такой регистрации:

  • система предполагает меньшие затраты;
  • могут зарегистрироваться практически все лица;
  • удобно для развития садоводческого и огороднического бизнеса.

Недостатки:

  • цена собственности снижается;
  • сложность доказательства прав на получение упрощенной схемы;
  • отказ регпалаты ведет к судебным разбирательствам.

Как показывает практика предпринимателей, многие граждане создают огородническое образование по своему назначению и регистрируют собственность, поскольку бланк о разрешении уже автоматически не нужен.

Поэтапная инструкция по упрощенной регистрации

Чтобы получить упрощенку, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Обратиться к местному органу самоуправления и предоставить документы о факте владения.
  2. Занести все сведения в ЕГРП, написав заявление-просьбу. Этого не требуется делать, если запись в Реестр уже была внесена ранее.
  3. Самостоятельно заполнить декларацию. Встать в очередь можно через портал государственных услуг. Шаблон документа находится на официальном сайте Росреестра. Скачать его можно бесплатно.

Фото 3

В декларации должны быть указаны такие сведения, как:

  • местоположение участка (полный адрес с индексом, включая район);
  • количество построенных этажей;
  • общая площадь построенного образования;
  • конкретные наименования материалов, из которых создано жилье;
  • сведения, доказывающие факт подключения газа, воды и электричества.

Проблемы с оформлением регистрационных документов возникают, если здание было построено самовольно, притом что участок подходит под индивидуальное жилищное строительство. Также проблемы часто случаются с развитием подсобного хозяйства.

Обычная практика упрощенного порядка регистрации актуально для граждан, строящих гаражи, бани и другие постройки для хозяйственного пользования.

Далее нужно зарегистрировать имущество в Росреестре. Для этого нужны:

  • справка о владении имуществом (не нужна, только если сведения уже есть в ЕГРП);
  • кадастровый паспорт и заявление о завершенном строительстве.

Обратите внимание, что предоставление кадастрового паспорта продлили до 1 марта 2020 года, поэтому предъявлять его не нужно согласно РБК новостям. Срок продлили в конце марта.

Также можно предъявить кадастровый паспорт вместо технического. Для этого придется обратиться в БТИ.

Правила дачной амнистии

Согласно Земельному кодексу упрощенная система регистрации возможна, если:

  • имущества были получены до 30.10.2001; все участки, приобретенные позже, не могут проходить идентификацию;
  • если земли изъяты из оборота по различным причинам;
  • указывается только реальная площадь земли;
  • рекомендуется перед регистрацией проводить межевание и проверять факты изменения, измерения границ.

Фото 4

Стоит помнить, что количество участков, зарегистрированных упрощенно, не ограничивается определенным число.

Также гражданин РФ может оформить право собственности на этапе строительства.

Пошаговая инструкция по регистрации незавершенных объектов

Понадобится следующий пакет документов для пошагового оформления недостроенных объектов:

  1. Документация о факте владения.
  2. Разрешающая справка от администрации.
  3. Технический план объекта.
  4. Справка о текущем состоянии здания.

Необходимо уплатить госпошлину за переоформление – 2000 рублей.

Проблемы и решения

Чтобы закрепить весь материал, приведем несколько распространенных проблем и пути их решения:

Первая наиболее актуальная проблема – это самовольная постройка объекта на арендованном участке земли.

Решается проблема очень просто:

  1. Требуется договор аренды для подтверждения. В нем должен быть прописан пункт, где разрешается строительство.
  2. Попросить хозяина участка декларировать участок.
  3. Справка об этапах строительства.

Место обращения для оформления – это Росреестр.

Таким образом, дозволено строить и возводить образования на арендованном участке, если это разрешено контрактом. Рекомендуется думать об этом заранее во избежание подобных проблем.

Следующая частая проблема – земельный надел находится рядом с государственной землей.

Такие случаи решаются путем составления договора аренды между государством и заявителем. Далее порядок регистрирование происходит стандартно. Чтобы принять участие на получение земли от государства, нужно выполнить следующие действия:

  1. Подать заявление на участие в приватизационном процессе с указанием оснований.
  2. Предоставить правоустанавливающие документы на соседний участок.
  3. Заказать выписку из БТИ, а также сведения о границах.

В течение 1 месяца будет выбран один победитель, который получит право на аренду муниципального участка.

Рекомендации по строительству домов

Существуют несколько простых правил, которых необходимо придерживаться, чтобы не возникали проблемы:

  1. При создании жилья нужно помнить, что внизу не должны располагаться газопроводы, водопроводы и другие.
  2. Владельцы ИЖС и аграрного хозяйства (кроме дачного) могут без проблем прописаться в этих домах. Дачный тип требует прописки только через суд.
  3. Для ведения садоводческого дела или дачного типа не нужно оформлять разрешающих документов.
  4. Товарищества сельскохозяйственного типа равны некоммерческим организациям, поэтому для них действует упрощенный порядок регистрирования.
  5. Для повышения уровня застрахованности дома всегда лучше ставить недвижимость на кадастровый учет.
  6. Обращение через МФЦ ускоряет порядок регистрации этого дома на пару дней, поскольку госуслуги через администрацию требуют более тщательной обработки документов.

Фото 5

При соблюдении инструкций шансы на успешную регистрацию повышаются.

Заключительно стоит сказать, что каждый теперь будет иметь представление о регистрационном процессе для дома. Также рекомендуется внимательно относиться ко всем правилам и самостоятельно изучить законодательную базу, а именно Земельный кодекс, где находится параграф про кадастровый учет. От того, сколько документов будет собрано, зависит скорость регистрационной процедуры.

Ссылка на основную публикацию