Порядок регистрации права собственности на квартиру

Фото 1

При покупке жилья перед любым человеком возникает вопрос оформления квартиры в собственность. Многие люди не обладают полной информацией, по их мнению, договор — это подтверждение полного права владения недвижимостью. Однако только регистрация права собственности на квартиру в Росреестре является завершающей процедурой, которая дает полное право осуществлять юридические сделки в будущем.

Нормативное регулирование регистрации и зачем она нужна

Нормативные акты, регулирующие государственную регистрацию: Конституция РФ, ГК и ЖК РФ, ФЗ №102 «Об ипотеке», ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним», ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иные федеральные и региональные законы.

Для каких целей осуществляется регистрация:

  • проведение любых сделок, отчуждение, дарение, вступление в наследство, сдача в аренду;
  • подтверждение наличия частной собственности;
  • защита права в суде при претензиях третьих лиц;
  • оформление постоянной регистрации по месту проживания;
  • распределение частей в общей собственности, к примеру, при разводе муж выделяет долю своей квартиры;
  • получение наследства по завещанию и определение долей всех наследников;
  • приватизация.

С 2013 года предусмотрено регистрировать только переход вещных прав, потому что отменили регистрацию:

  • договоров отчуждения дома, кооперативной квартиры, другого жилья и дарения;
  • договоров купли-продажи юридических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью;
  • сделок об отчуждении недвижимости при выплате платежей, по соглашению ренты осуществляется оплата периодических сумм рентополучателю для получения в дальнейшем жилья.

С 2018 года доказательством владения собственностью служит выписка из ЕГРН.

Последовательность действий

Операции с жилой недвижимостью совершаются в два этапа. Первый, когда составляется договор, соглашение об отчуждении, мене, дарении. Процедура не требует удостоверения нотариусом, и поэтому участники могут составить самостоятельно документ, главное — это соблюдение письменной формы, условий соглашения и наличие подписей сторон. Второй этап происходит, когда договор попадает на оформление в Росреестр.

Приобретатель жилья получает зарегистрированный документ, и с этого момента он становится полновластным владельцем. Первый шаг дает право владения, но не распоряжения имуществом. Поэтому следует второй шаг регистрация собственности.

Сколько времени длится процедура:

  • сделка, не удостоверенная нотариусом: 10 дней;
  • соглашение о долевом участии: 10 (5) дней;
  • сделка, заверенная нотариусом: 3 дней;
  • ипотека: 5 дней;
  • дарение: 10 дней.

Фото 2

Отведенное время, в течение которого будут оформляться документы, может затянуться. Например, конфликтная ситуация между заказчиком и вкладчиками, отсутствие соглашение местных органов власти и инвесторов, которые не направляют документы на оформление.

Способы обращения

После сбора пакета документации оформить регистрацию можно тремя путями:

  1. Обратиться в Росреестр по месту расположения приобретенной квартиры.
  2. Сдать документацию в МФЦ.
  3. Использовать почтовые услуги, направить заказным письмом с описью. При отправлении документов почтой подпись заявителя заверяет нотариус.

Стоимость госуслуги бесплатная и включает только оплату госпошлины согласно НК РФ составляет:

  • 2000 руб. для физлиц;
  • 22000 руб. для юрлиц.

Но расходы могут стоить дороже, например, необходимо оформить наследственную массу и оплатить нотариальные услуги.

Регистрация права собственности: пошаговый алгоритм

Как оформить квартиру в собственность, пошаговые действия:

  1. Узнать на сайте государственной кадастровой службы, какой орган осуществляет регистрацию.
  2. Получить консультацию у сотрудника Госреестра, какие необходимы документы. В каждом индивидуальном случае перечень документов различный.
  3. Собрать документы.
  4. Узнать, какая цена госпошлины и уплатить сумму, взять квитанцию.
  5. Уточнить порядок сдачи пакета с документами: персональный или электронный. В мегаполисах можно произвести запись в электронном виде, а затем явиться с документами.
  6. В назначенное время прийти в регистрационную палату с комплектом документов и сдать их сотруднику. Специалист государственного органа на основании инструкции о делопроизводстве занесет заявку в книгу учета и выдаст корешок с указанием даты, когда и где можно забрать документ.
  7. Если на адрес пришло сообщение о приостановлении процедуры регистрации, тогда необходимо изучить бумагу, устранить указанные нарушения и возобновить процесс оформления.
  8. Последний этап — получение свидетельства или отказа, с которым при наличии оснований обратиться в суд в пределах исковой давности.

Список документов

Для госрегистрации требуется:

  • документ, идентифицирующий заявителя;
  • доверенность, если действия проводит доверенное лицо;
  • заполненный образец бланка заявления;
  • правовая документация на квартиру;
  • уплата госпошлины;
  • передаточный акт;
  • соглашение об отчуждении квартиры;
  • технический план помещение и описание к нему;
  • свидетельство о регистрации;
  • уставная документация юридического лица.

Список не является полным, и могут истребовать другие документы:

  • договор дарения, ренты, обмена;
  • документ о наследстве;
  • соглашение о долевом строительстве;
  • соглашение об инвестировании в строительство;
  • решение суда о признании права на жилье.

К комплекту также прилагаются копии и 3 экземпляра договора.

Перечень не является полным и зависит от типа приобретенного жилья. Например, на неприватизированную квартиру понадобится решение местных органов о выделении жилой площади.

Фото 3

К документации еще может относиться:

  1. Согласие другого супруга требуется тогда, когда продавец состоит в брачных отношениях, а квартира является совместным имуществом. Также доказательством может служить договор о разделе совместного имущества, брачный контракт или иной документ, который свидетельствует о личном владении в одном лице жилой площадью.

Разрешение супруга не требуется, когда жилье получено по дарственной, оставлено в наследство или квартира, купленная или приватизированная до заключения брачных отношений.

  1. Разрешение органа попечения, если в жилье зарегистрированы дети до 14 лет. Если несовершеннолетнее лицо является стороной договора, на основании ст. 292 ГК РФ необходимо удостоверение нотариусом письменного разрешения опекуна или отца с матерью. Такая норма применяется к лицам, которые недееспособны или ограниченно дееспособны.
  2. Если жилье является объектом закладной, чаще это финансовая организация, потребуется нотариально удостоверенное письменное согласие залогодержателя.
  3. Если на жилой площади проводилась перепланировка, то требуется разрешение, которое узаконило такие действия.
  4. Отказ совладельцев общего помещения от преимущественного права приобретения квадратных метров, заверенный нотариально, например, в коммунальной квартире.
  5. Извлечение из домовой книги свидетельствует о том, что на момент отчуждения в квартире нет зарегистрированных лиц и берется непосредственно перед самой сделкой. Оно включает временно отсутствующих лиц, зарегистрированных на жилплощади и граждан, за которыми сохраняется прописка и пользование жильем. Справка из домовой книги выдается на определенный срок действия, брать ее за несколько месяцев не стоит.
  6. Если предоставлен как правовой документ дарственная, то требуется справка налоговых органов.
  7. Иногда необходимо предоставить справку о задолженности за предоставленные услуги по содержанию дома от управляющей компании. Документ выдается на определенный срок действия.

Документы оформляются в двух экземплярах. Один остаётся у владельца, а другой хранится в деле. Заполнение и написание бланков четкое и понятное, не допускается аббревиатура названия улицы, города и данных заявителя.

Если участник договора юридическое лицо, в Росреестр представляют уставные документы.

Основания приостановления процедуры регистрации

Процесс регистрации приостанавливают, если пакет документации собран не полностью, обнаружены несоответствия и нарушения. В большинстве ситуаций причинами приостановления служит:

  • расхождения в квадратных метрах жилой и общей площади;
  • неправильный адрес;
  • несоответствие данных собственника;
  • истек срок действительности документов и другие.

Специалист Госреестра уведомляет заявителя о приостановлении процедуры оформления и указывает на устранение нарушений в течение 30 дней. Регистрация продлевается не больше трех раз согласно заявлению. Если недостатки не устранены, то принимается решение об отказе.

Если описание параметров и характеристики в договоре и кадастровом паспорте приобретенной квартиры имеют расхождения, то это служит основанием отказа в оформлении.

Фото 4

Особенности регистрации отдельных сделок

Ипотека

Оформление квартиры по ипотечному соглашению регистрируется с обременением. До полного погашения кредита собственник квартиры не может распоряжаться недвижимостью. В документы входит закладная на квартиру. В случае возникновения задолженности объект залога переходит в собственность финансовой организации. Также возможна переуступка прав требований, если был ранее предоставлен кредит на стадии строительства. Приобрести квартиру в ипотеку можно, обеспечив другим залоговым имуществом: земельный участок, жилые и нежилые здания, строения с незавершенным строительством.

Особо популярной стала ипотека для военнослужащих. Они могут принять участие в специальной программе приобретения жилья, которая дает возможность купить квартиру на льготных условиях.

Новостройка

Оформление права владения в новостройке волнует многих, потому что в отличие от вторичного жилья требует дополнительных документов. Зарегистрировать права на квадратные метры может застройщик многоквартирного дома, но времени на регистрацию уйдет больше. Если делать это самостоятельно, то дополнительными документами являются:

  • акт передачи жилплощади;
  • копии документации о введении в эксплуатирование и акт приёмки строения;
  • инвестиционное соглашение и акт осуществления строительных работ.

Бумаги не должны иметь ошибки и исправления.

Наследство

Длительность регистрации наследственного имущества занимает больше времени. Право собственности может возникнуть у наследника на квартиру только после оформления наследственной массы по завещанию и по закону. Процедуру оформления осуществляют нотариальные конторы по окончании шести месяцев со дня кончины наследодателя. Необходимая документация:

  • свидетельство на право владения недвижимостью наследодателем;
  • завещание;
  • описание к технической характеристике, план;
  • оценка стоимости жилой площади;
  • выдержка из учета вещных прав.

После проверки специалист нотариального органа выдает наследственное свидетельство. Для регистрации предъявляются паспорт наследника и выданный документ. После совершения процедуры наследования и регистрации лицо, получившее недвижимость, может имущество продавать, завещать, сдавать в аренду.

Дарение

Дарение привлекательно для тех, кто получает имущество в дар. В отличие от наследственной массы, нет необходимости оформлять документы у нотариуса. Это снимает с одаряемого лица часть материальных затрат. Также можно договориться, кто будет нести расходы по уплате госпошлины или оплатить пополам. Договор дарения оформляется письменно. Зарегистрировать можно только факт перехода имущества. Для оформления требуются следующие документы:

  • заявление;
  • документ, идентифицирующий заявителя;
  • правовые документы на жилье дарителя;
  • договор в трех экземплярах;
  • план жилья;
  • справка на лиц, имеющих право пользоваться жилплощадью;
  • дополнительные документы, согласие мужа или жены, согласие органа попечения, когда на жилплощади зарегистрированы несовершеннолетние дети.

Фото 5

Если даритель имеет квадратные метры в недостроенном доме, то дарить он может только вещные права на квартиру. Долю жилой площади можно дарить в том случае, если она выделена. В договоре указывается количество лиц и размер части. Документ не заверяется нотариусом.

Заключение

Квартира — это недвижимость, и для оформления на нее прав полного владения необходима государственная регистрация. Это не является нарушением имущественных прав субъекта. Только получение регистрационного свидетельства дает полные полномочия в отношении объекта вещного права. Каждая регистрация предусматривает определенный список документов и время. Информация о недвижимости находится в едином государственном органе.

Стоимость процедуры зависит от наличия документов. Если, например, была осуществлена перепланировка без разрешения, то Росреестр откажет в оформлении, и необходимо будет получить новый технический план с внесенными изменениями, а также уплатить штраф на основании Кодекса об админправонарушениях.

Ссылка на основную публикацию