Особенности кадастрового учета земельных участков: порядок постановки и список необходимых документов

Нарисованный дом на природе

Если имеется площадь земли, и в планах — ее использовать, то необходимо своевременно поставить на кадастровый учет. Он даст право распоряжаться ею по своему усмотрению. Вы будете уверены, что в будущем не возникнет вопросов по границам и другим возможным характеристикам этого участка, так как вся информация о нем будет содержаться в государственном реестре.

На территории Российской Федерации предусмотрен общий для всех регионов официальный порядок постановки на кадастровый учет земельных участков.

Для чего нужна регистрация земель

Основополагающее значение учета кадастра заключается в том, что с помощью него можно идентифицировать какой бы то ни было участок и его основные характеристики. Любой субъект, будь то физическое лицо, организация или орган государственной власти, у которого имеется участок земли, обязан поставить его в реестр. В противном случае он не сможет распоряжаться данной землей, поскольку у него не будет законного определения границы этой площади. Вследствие этого могут возникнуть споры с другими субъектами, которые также претендуют на этот участок. Вся эта процедура регулируется законодательством РФ.

Если участок не поставлен на учёт, то строить на нем различные объекты, а также проводить коммуникации незаконно.

Кадастровый учет имеет такие цели:

  • установление законных прав на площадь;
  • налоговый интерес;
  • разграничение границ.

Для расчета земельного налога требуется точная информация о площади участка. Чтобы четко регулироваться и впоследствии не возникало конфликтов по поводу границ площадей земли, необходима ее регистрация.

Перепись земель необходима как для самих собственников, так и для государственных органов.

Кто должен подавать заявление при постановке на учёт

Вне зависимости от вида собственности и направления использования владельцы земельных площадей обязаны зарегистрировать их в Росреестре. Встать на учет в кадастре могут:

  • владелец земли;
  • лицо, во владении которого находится участок по договору аренды на срок больше пяти лет;
  • компетентные органы;
  • государственные организации;
  • прочие лица, в чьих интересах землепользование.

Порядок постановки земли на учёт и сроки оказания услуги

Рассмотрим пошаговую инструкцию, как поставить на кадастровый учет земельный участок. Внести данные и уточнения в кадастр, осуществить оформление на учёт площади можно несколькими способами в зависимости от ваших предпочтений и возможностей.

Можно лично обратиться в отделение кадастра, за которым закреплено угодье. С собой необходимо взять паспорт и остальные документы для регистрации.

  1. На месте заполняется заявление, пока компетентный сотрудник проверяет документы.
  2. Далее принимаются все эти документы и заявление, выдается расписка об их получении. На ней указывают срок оказания услуг и примерную дату окончания. На расписке также должен быть номер телефона для связи.
  3. Срок оказания услуги – 20 рабочих дней. По их окончании необходимо прийти в это же отделение, взяв с собой документ, подтверждающий личность, и расписку для получения кадастрового паспорта.

Забрать этот документ можно только в том случае, если уполномоченное лицо отделения кадастра приняло решение о постановке на учет. Помимо этого, может быть принято решение об отказе либо приостановке. Любое заключение фиксируется в протоколе.

Штамп на документах

Если имеется нотариально заверенный доверитель или представитель, то обратиться за указанной услугой может он.

Поскольку отделения Росеестра работают в будние дни, работающему человеку не совсем удобно получать эту услугу. В таком случае можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ). Вся процедура такая же – сдается заполненное заявление и получается расписка. Если подать бумаги можно через такой обслуживающий центр, то получать документ необходимо в отделении кадастровой палаты.

Если находитесь не по месту нахождения участка, то можно отправить документы почтой на адрес кадастра вашего отделения. При этом подпись должна быть нотариально заверена, иначе откажут в регистрации. Отправлять письмо с документами лучше с уведомлением о вручении, чтобы в случае каких-либо непредвиденных ситуаций были доказательства отправки. Необходимо также приложить опись документов.

Заявитель может отослать документы в электронном виде через интернет. При этом отсканированные бумаги должны подтверждаться электронно-цифровой подписью.

Либо можно воспользоваться онлайн-сервисом Госуслуги. Для этого необходимо там зарегистрироваться и иметь подтвержденный аккаунт.

Если все это есть, то можно зайти на сайт или в мобильное приложение Госуслуг, выбрать вкладку – услуги, найти там в разделе ведомства Министерство экономического развития РФ и выбрать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Затем из выпадающего списка выделить услугу, которая нужна, и заполнить заявление, вписав требуемые системой данные.

Необходимо также приложить сканированные копии документов. После этого можно отправлять заявку на получение услуги. В ответ придет уведомление – когда, куда и в какое время необходимо будет подойти и какие документы нужно взять с собой.

После постановки на учет земли в реестр, ее присваивается кадастровый номер.

Присваивается каждому объекту:Кадастровый номерСостоит из:
При постановке на учетУчетного номера кадастрового квартала
При включении сведений о ранее учтенном объектеРазделителя
В кадастровом квартале, в границах которого он находитсяПорядкового номера

В соответствии с законом РФ после оформления земли нужно зарегистрировать свои права на нее и получить свидетельство. Если в течение двух лет с даты постановки на учёт площади в кадастре владелец не зарегистрировал свои права, то постановка аннулируется.

Приостановка или отказ в оказании услуги

Иногда случаются ситуации, когда выносится решение не о постановке на учет, а о приостановке или отказе. Такие решения возможны в установленные сроки в силу следующих причин:

  1. Подан не весь список документов. Тогда нужно будет их донести.
  2. Обнаружены несоответствия в документах и сведениях кадастра. Необходимо будет написать заявление с просьбой внести изменения. В зависимости от степени неточности сведений иногда исправления вносятся быстро, а в других – приходится обращаться в суд.
  3. Наложение границ площади земли, устанавливаемой на учёт, на площадь, которая уже стоит на учёте. В данной ситуации делается заново перераспределение и согласование границ с хозяином соседнего участка.

Если все причины приостановки были устранены, то рассмотрение заявки продолжается. С учётом того, сколько времени потребуется на устранение всех неточностей, срок рассмотрения такого заявления существенно увеличивается. При этом истекшее до приостановления время не засчитывается. Задержка процесса возможна до трех месяцев. Если в этот период неточности не ликвидированы, то выносится решение об отказе.

Домик, циркуль, проект на бумаге

Возможно ещё и получение отказа в постановке на учет. Он бывает вынесен в следующих случаях:

  1. Земельный участок не числится в кадастре. При возникновении такой проблемы требуется принести заявление и документы в то отделение, в котором числится.
  2. Судом наложен запрет на постановку учета с открытым спором по этому вопросу. Тогда остаётся только ждать, когда суд примет решение.
  3. В участок собраны части земли с разными видами целевого назначения. В такой ситуации необходимо менять категорию. Если сделать это невозможно, то и поставить на учёт такой участок нельзя.
  4. Заявитель не имеет права подавать заявление о постановке на учет.
  5. Участок выделен из объекта недвижимости, сведения о котором носят временный характер.
  6. Земля образуется из объекта недвижимости, преобразование которого незаконно.
  7. Документы заверены лицом, не имеющим право на эти операции.
  8. Площадь участка сверх установленного лимита.
  9. Срок приостановки закончился.
  10. У компетентных сотрудников нет доступа к участку земли.
  11. Земля находится под обременением. Это понятие заключается в том, что судом наложен запрет на какие-либо действия с этим объектом.

Данный перечень не является исчерпывающим. Решение об отказе бывает принято и в таких случаях, когда должностное лицо палаты кадастра сочтет это необходимым. При завершении оформления учета земли как объекта недвижимости заявитель получает кадастровый паспорт, а если производился учет изменений, то выдается кадастровая выписка.

Какие документы требуются от заявителя

Чтобы поставить на учёт землю, нужно подготовить пакет бумаг:

  1. Документ, подтверждающий право на землю. Чаще всего, это свидетельство.
  2. Документ, который является основанием для возникновения этого права (договор наследования, договор аренды или договор купли-продажи).
  3. План межевания и геодезический план. Для того чтобы их получить, необходимо обратиться в лицензированную организацию. Они могут предоставить планы как на бумаге, так и в электронном виде.
  4. Для площадей, находящихся в государственной собственности, необходимо разрешение органа власти – владельца данного участка.
  5. Если земля является собственностью сразу нескольких владельцев, то понадобиться нотариальная доверенность от всех этих владельцев.
  6. Квитанция об уплате пошлины.

Помимо данного списка при постановке на учет площади земли, необходимы копии всех этих документов.

Можно ли проверить постановку учет

Как узнать кадастровую стоимость площади земли, жилого дома либо загородного, садового и дачного участка, земель многоквартирного дома, СНТ и заказать выписку ЕГРП? Кадастровый учет земельного участка можно проверить с помощью кадастровой карты реестра.

Для проверки можно ввести кадастровый номер либо выбрать на карте интересующий объект. Сделать это можно на сайтах: https://www.gosbti.ru, https://kadastrmap.ru, https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

Мужчина в клетчатой рубашке читает документы

Что еще должен знать заявитель

После окончания постановки на учёт и оформления кадастрового паспорта необходимо подать документы на получение нового свидетельства о праве. Данный документ может быть оформлен в течение двух лет с момента получения паспорта на участок. Если этого не сделать, то результатом будет снятие прав, так как до получения свидетельства внесенные данные носят временный характер. Чтобы получить это свидетельство, надо обращаться в отделение госкадастра с необходимыми документами. Для этого осуществления последовательность действий такая же, как и при постановке на учет: лично, с представителем, через обслуживающий центр, с помощью почтового сервиса, электронно через Госуслуги. Для получения свидетельства понадобится кадастровый паспорт, договор-основание прав, а также межевой план. При этом заполняется заявление и подаются указанные бумаги. Компетентный сотрудник выдает расписку с указанием даты готовности документа.

Так как чек об уплате госпошлины является обязательным документом, который сдается вместе с остальными при постановке на учет, услугу необходимо оплатить заранее.

Ссылка на основную публикацию