Статьи 221 ФЗ РФ

Красная большая книга о Законе, судебный молоточек

Государство не зря считает недвижимость наиболее ценной и «твердой» валютой. Неважно, как меняется фондовый рынок и курсы валют, имущество всегда ценится, квартира это, дом или земельный участок. Регулирование основных вопросов, связанных непосредственно с имуществом, отражено в тексте закона 221 ФЗ. Что конкретно регламентирует данный закон? Как граждане могут использовать его? Стоит разобраться подробнее.

Что регламентирует ФЗ №221

Как известно, законодательство помогает регулировать отношения современных людей. Действующий акт №221 относится к федеральным законопроектам.

Регламентирует:

  • работу специализированных кадастровых компаний, отдельных инженеров-оценщиков;
  • национальные объединения таких кадастровых организаций.

Кадастровая деятельность – это система, помогающая государству осуществлять масштабный учет движения всего недвижимого имущества. Как известно, приобретая недвижимость, гражданин обязан сразу же зарегистрировать ее. Так формируется общий учет, ведь каждому объекту имущества присваивается индивидуальный номер.

Специалисты, кроме учета, осуществляют и другие виды услуг:

  • оценочные (например, выясняют стоимость находящегося в собственности гражданина земельного участка);
  • бюрократические (подготавливают документы, изучают их, осуществляют проверку предоставляемых гражданами сведений);
  • справочные (разъясняют гражданам тонкости и необходимость учета).

Кадастровые работы касаются любой недвижимости: зданий, отдельных земельных участков, сооружений, жилых домов, квартир, различных помещений и отдельных строений, объектов еще незавершенного строительства.

Инженеры согласно распоряжению вправе проводить межевание: измерять масштаб участка, выявлять все основные координаты, устанавливать знаки, формировать отчет. Причем таким образом можно измерить любой возможный объект недвижимости.

Важно: государственное законодательство также требует наличия у организации, осуществляющей кадастровую деятельность, наличия лицензии.

Краткое описание статей ФЗ №221

В законопроектах 218 и 221 описывается полный порядок регулирования различных вопросов, связанных непосредственно с госрегистрацией недвижимости, наделов. Как известно, любую недвижимость требуется регистрировать. Это обязанность непосредственного владельца. Если хозяев несколько – участвуют все. Считается, если объект собственности почему-то не был сразу зарегистрирован, он бесхозный. Государство будет относить его к предмету, не имеющему хозяев. Продать такое имущество будет крайне трудно, ведь смена владельца также проходит через госкадастр.

Рабочий измеряет площадь поля

Таким образом, государство осуществляет своевременный контроль за движением (продажей, наследованием, дарением, обменом) недвижимости.

Кроме того, №221 касается деятельности: он четко описывает права и обязанности уполномоченного лица – кадастрового сотрудника.

Отдельным пунктом идет подробное описание процедуры регистрации: все принципы и методики, технологии проведения. Руководствуясь законом, любой гражданин без труда разберется, как можно придать купленному жилью законный статус.

В положении перечислены все разновидности объектов имущества, которые требуется внести в общий государственный реестр.

Последние изменения законопроекта

Законопроекты меняются, это вполне оправдано. Власти пытаются так учитывать меняющуюся реальность, чтобы законы могли охватывать все возможные варианты событий окружающей действительности.

ФЗ-221 тоже претерпел изменения. Главное среди них – закон присоединили к ФЗ-218. Также к ним был подключен закон 222.

Новая редакция привела к созданию специальных апелляционных комиссий повсеместно в РФ. Теперь через них можно урегулировать возникающие споры, касающиеся госкадастра (оспаривание стоимости и пр.). Поправка получила необходимую законную силу 1 января 2017 года.

Последние нововведения коснулись работы кадастровых инженеров:

  • гражданство РФ;
  • членство его в профильной (кадастровой) организации;
  • аттестат, выдаваемый специалисту объединением инженеров.

Кроме того, последние изменения коснулись ряда статей и отдельных глав, которые утратили силу

Номера статейОписание (комментарии)
Ст.3 (1 глава)об органе, занимающемся учетом всех построек, земельных участков
Ст.4 (1 глава)касается передачи основных полномочий органа – кадастровой палаты к представителям местной исполнительной власти (субъекты РФ)
П.2отменен целиком. Там шло подробное описание процедуры ведения госкадастра
П.3отменен целиком, не считая ст.26.1, там описывается подробно порядок учета земли, строений
Ст.27пояснение распространенных причин отказа выполнить кадастровый учет
Ст. 38 (4 глава)касается процедуры оформления, последовательности межевания (планирование)
Ст.41 (4 глава)касается процедуры оформления, правильного составления эффективного технического плана
Ст.42 (4 глава)касается процедуры оформления, правильного составления стандартного акта обследования
Ст. 43 (5 глава)осуществление правильного кадастрового учета уже готовых жилищных зданий, строений и других объектов недвижимости
Ст.44 (5 глава)касается лиц, осуществляющих установленный государством учет недвижимости в момент особого, переходного периода
Ст.42,5 (4 глава)касается границы (определение, учет) земельных участков
Ст.45.1 (также 4,5, включая 6-7 и 8-15) (5 глава)касается внесения полученных сведений после комплекса проведенных кадастровых работ, случаи, когда они могут признаться утратившими силу

Это статьи и главы, которые после изменений были отменены. Некоторые пункты целиком, у других – лишь часть.

Статьи ФЗ-221, состав которых был изменен:

  1. Ст.1 – в старом (прежнем) варианте там описывался предмет регулирования указанного акта. Теперь он об осуществлении непосредственной кадастровой деятельности, также регистрации прав. В кодексе сам термин «кадастр» убран, теперь он звучит как «регистрация». Соответственно, «регистрационный учет». И ссылки касаются ФЗ 218.
  2. Ст. 26.1 – идет точное описание и указание наименования федерального органа, чья задача – регулирование вопросов, касающихся обжалования спорных решений. Порядок процедуры, вероятность приостановления учета. Основа статьи – указание, когда и где именно гражданин вправе обжаловать.
  3. КоАП 29 – касаются исключения специалиста – кадастрового инженера из исполнительной саморегулируемой организации. Туда добавлены условия принятия решения продолжать производить государственную регистрацию если причины, способные препятствовать ей, временно не устранены.

Конечно, статья 221 пережила капитальные изменения. Люди пока гадают, насколько полезным окажется новый проект, облегчил он функцию учета недвижимости государством для потребителей или нет.

Взаимосвязь с другими нормами

Как известно, последние изменения соединили 218 и 221 законы.

С какими известными положениями связан данный закон? Прежде всего, с правом любого гражданина иметь собственность. Государственная система позволяет человеку приобретать и владеть имуществом. Распоряжаться им: продавать, дарить безвозмездно, передавать (обменивать) или сдавать временно в аренду. Однако, к собственнику выдвигаются встречные требования:

  • налоговые обязательства (перечень и размер налогов определены НК РФ);
  • официальная регистрация любой приобретенной гражданином недвижимости.

Рабочие  в строительных касках измеряют расстояние

Причем владельцем вправе быть обычный гражданин (он же физическое лицо) или предприниматель (юридическое лицо).

Госрегистрация позволяет государству осуществлять прямой и своевременный контроль над «движением» недвижимости в стране. Действующее распоряжение Российской Федерации имеет также прямую связь с распоряжением, касающимся межевания. С 2018 года землевладельцы обязаны провести индивидуальное межевание – определить имеющиеся границы своих участков. Новое распоряжение вынудило граждан действовать быстро. Результаты межевания фиксируются потом в Росреестре.

Права и все обязанности землевладельцев регулируются Земельным кодексом.

Примеры применения ФЗ-221

Как используется данный закон на практике? Власти регулярно проверяют и вносят дополнения в существующие современные нормативные акты. Стараются обеспечить защиту интересов всех граждан и отрегулировать их законные права.

Настоящим положением №221 в основном руководствуются кадастровые организации, чьи специалисты осуществляют оценку участков и работу с сопутствующими документами. Однако подробности закона должен знать и землевладелец. Ведь любая ошибка (неверное толкование или недостаток знаний о содержании закона) повлечет отказ в проведении обязательной регистрации.

Например: гражданин Н недавно приобрел себе земельный участок. Узнав вовремя об обязательном проведении межевания, он пригласил кадастрового инженера и провел межевание. После чего показал отчет соседям для согласования отраженных там результатов и отправился регистрировать участок, указав себя как нового землевладельца. Приложил отчет недавно проведенного межевания.

Гражданка О. много лет владела собственным участком. Поставила ограждение, разбила сад. Не слышав об изменениях, касающихся межевания, считала, что забора достаточно. Участок также не был зарегистрирован, не значился в ЕГРН. Гражданка О. решает продавать землю. Находит покупателя, однако сделка не считается закономерной, ведь участок фактически не зарегистрирован. Получается, Росреестр считает его бесхозным. Значит, новый владелец никак не сможет утвердить персональный статус.

Проектирщик строит карту местности с помощью циркуля и линейки

Разъяснение сложных моментов

Нужно ли регистрировать землю, если приобретена она через ипотеку? Да, как только гражданин закроет имеющийся кредит. Иначе хозяином продаваемой земли остается банк.

Сроки регистрации – рассмотрение поданных документов занимает, как правило, 2—3 недели. После чего гражданин получает ответное уведомление.

Кадастровая выписка (справка) необходима? Да, если гражданин планирует оспаривать текущую кадастровую стоимость собственного участка.

Можно ли продавать/обменивать/завещать недвижимость, если она предварительно не зарегистрирована? Нет, хотя нотариат принимает завещания, и там умерший вправе отписывать принадлежащее ему имущество кому угодно (включая обязательных наследников). На практике же наследникам придется сформулировать специальное обращение, чтобы получить незарегистрированное имущество. Ведь любой объект, не прошедший обязательной регистрации, считается бесхозным.

Ссылка на основную публикацию