Содержание
- 1 Для чего необходима регистрация в кадастре
- 2 Основания снятия недвижимости с учета
- 3 Необходимые документы
- 4 Сроки рассмотрения заявления и стоимость процедуры
- 5 Особенности аннулирования регистрации жилого дома, квартиры и земельного надела
- 6 Как снять с регистрации в кадастре несуществующую недвижимость
Земельный надел, складские помещения, квартиры в многоквартирном здании, частный жилой дом, нежилые строения являются недвижимым имуществом. В жизни случаются непредвиденные обстоятельства: разрушение здания, пожар, землетрясение, наводнение, которые ведут к полному уничтожению. В таких случаях необходимо снятие объекта недвижимости с кадастрового учета согласно официальному письменному обращению владельца и акта осмотра.
Для чего необходима регистрация в кадастре
Кадастр — это систематизация информации о недвижимости. Существует несколько видов госкадастра: водный, лесной, земельный, полезных ископаемых, недвижимого имущества. Но наиболее востребованные это земельный кадастр и недвижимость.
Впервые понятие учета ввел римский император Август. Линейность в те времена проводили с помощью веревок и железа. Впоследствии Дж. Мариони использовал образец римского кадастра и разработал первый документ.
В десятом столетии на территории Российского государства кадастровая система называлась Сошной грамотой и применялась для оценки земли и уплаты земельного налога.
С 2015 года в России взамен кадастрового паспорта введен межевой и технический план. Кадастровый учет — это регистрация недвижимости, которая подтверждает существование имущества с характеристиками конкретной вещи, обладающей индивидуальными параметрами.
В результате регистрации определяется:
- категория недвижимости, земельный участок, складское здание, жилой дом и другое;
- присвоенный номер и дата;
- месторасположения и описание;
- номер, определенный ранее;
- номер кадастра начального имущества, благодаря которому создана новая недвижимость, потому что формирование объекта может быть связано с выделением, разделением по заявлению собственника или распоряжению органа государства или муниципалитета на законных основаниях;
- кадастровые номера, включенные в общее строение;
- дата аннулирования учета в госреестре — такие сведения указывают, что недвижимое имущество перестало существовать в натуральном виде и причины;
- номер объекта в кадастре, учтенный в комплексном строении, если он входит в его состав;
- земельная площадь, метраж строений, помещений, зданий;
- главные параметры недвижимости;
- если объектом служит здание, определяется цифровое значение;
- уровень завершения строительства;
- число этажей и этажность помещения;
- сведения о распределении помещений, которые относятся к солидарному имуществу, если включены в долевое владение;
- материал, используемый для возведения стен;
- год ввода в эксплуатирование;
- номер специалиста в госреестре, данные инженера, проводившего работы, реквизиты соглашения на выполнение услуг;
- вид жилой площади;
- кадастровая стоимость и категории земли;
- если установлены лимиты, информация о нахождении земли в черте охраняемой зоны, лесного парка, лесничества, угодья.
При оформлении земельных участков в реестре приводятся также данные о том, что надел создан на основании решения о его изъятии, расположенного на нем здания в интересах государства или муниципалитета. А также отмечается в учете, если объект сформирован из земельных участков, собственность которых не дифференцирована на уровне государства.
Ведение реестра необходимо:
- для полной информации об объектах;
- предоставление данных государственным органам, физическим или юридическим лицам;
- ведение и управление учетом земельных территорий;
- для охраны прав владения землей, недвижимостью;
- для гарантии сохранения исторических и культурных памятников.
Если объект не поставлен на учет в кадастре, сделки с недвижимым имуществом невозможно осуществлять. Владелец не сможет перепродать, подарить, завещать, без регистрации нельзя купить недвижимость. А также могут возникнуть споры относительно объекта в суде.
Ведет оформление и учет Росреестр или служба государственной регистрации кадастра федерального или на местах регионального уровня.
Основания снятия недвижимости с учета
До тех пор, пока снесенная недвижимость зарегистрирована, ей принадлежит индивидуальный номер. Но, как и у любого имущества, не исключается фактор риска утраты недвижимости. Она может сгореть, ее можно разобрать, уничтожить и разрушить. Снятие с регистрации связано с ликвидацией объекта, и можно выделить несколько причин:
- землетрясение, наводнение, пожар, которое уничтожило первоначальный вид;
- два и больше строений объединены в одно или разделены, например, пристройку, гараж необходимо объединить с домом;
- капитальный ремонт и реконструкция, в результате которой появилось новое помещение;
- при разделении общее строение снимается с учета, и регистрируются два новых;
- преобразование коммунального жилья в одно целое;
- объединение и разделение наделов земли;
- ликвидация временного учета, например, при постановке на регистрацию участок земли следует оформить в собственность на протяжении двух лет, в противном случае временная регистрация будет аннулирована автоматически;
- переход ипотечного жилья в собственность финансовой организации;
- судебное решение, которое отменяет факт регистрации;
- продажа части жилья в собственность без оформления в коммунальное;
- изменение существенных параметров квартиры;
- объект могли ошибочно поставить на учет.
Снимать надел земли с регистрации могут собственники и другие лица, например, соседи, которые считают, что часть земли самовольно захвачена.
Необходимые документы
Процедура аннулирования регистрации происходит:
- при индивидуальном обращении в Росреестр;
- при сдаче документации в МФЦ;
- при оформлении заявки через электронный сервис госуслуг.
Для аннулирования регистрации требуется документация:
- заявление, в котором указывается причина;
- правовые бумаги на недвижимость;
- удостоверение, идентифицирующее заявителя;
- акт осмотра, доказывающий факт отсутствия объекта, или акт работ по землеустройству;
- решение суда.
При обращении в судебные инстанции рассматриваются следующие вопросы:
- оспаривание регистрации в кадастре при неправомерном возведении и сносе;
- признание действий сотрудников Росреестра неправомерными.
В соответствии с судебным решением в осуществлении кадастровых работ нет необходимости.
Для получения акта владелец выбирает инженера и оформляет соглашение на выполнение услуг.
Представить правовые документы: договор, свидетельство о наследстве, приватизации, ордер на жилье, судебное решение, документ о выделении земельного надела. Оплатить услуги и предоставить доступ специалиста к недвижимости.
Инженер в акте указывает данные:
- фамилию, имя, отчество собственника;
- информацию о характеристике недвижимости на предыдущую дату регистрации в кадастре;
- причины ликвидации или разрушения;
- данные о спорах между владельцами общего владения или отсутствии таковых.
Здание, строение, сооружение можно снять с учета при обращении любого физического и юридического лица. Земельный надел автоматически аннулируется Росреестром, если есть конкретные причины.
На основании статьи 25 закона о кадастре аннулирование земли с учета проводят при формировании новых наделов на основании прежних, которые можно разделить, выделить, объединить, перераспределить. Но в большинстве случаев сначала необходимо внести в госкадастр недвижимость, а право на надел снова регистрировать в Росреестре.
Формирование наделов земли регламентируется Земельным кодексом. Производится аннулирование регистрации Росреестром в течение трех дней с момента оформления прав на вновь образованные наделы.
Между аннулированием регистрации строений и зданий не существует прямой связи с отказом от собственности, это разные вещи. Оформление собственности или отказ свидетельствует о переходе недвижимости, а кадастровая регистрация — это присвоение номера и внесение данных о снятии с учета.
Сроки рассмотрения заявления и стоимость процедуры
Заявление принимается к рассмотрению с момента поступления. Законодательство предоставило срок выполнения заявки 18 дней. В это период принимается следующее решение:
- недвижимый объект аннулируется в госрегистрации;
- процедура приостанавливается;
- отклонение обращения в снятии с учета.
Причины | Принятое решение |
---|---|
заявление предоставлено неправомочным гражданином | отказ |
не требуется регистрации на строение и имущество не включено в список недвижимости | отказ |
если будет отсутствовать документация для процедуры | удаление регистрации приостанавливается |
не допускается слияние или разделение недвижимости | отказ |
проведение кадастровых работ инженером, не обладающим соответствующей аттестацией | отказ |
Сколько стоит аннулирование регистрации недвижимости? Процедура осуществляется бесплатно.
Особенности аннулирования регистрации жилого дома, квартиры и земельного надела
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости дом, квартиру, земельный участок.
Снятие с госрегистрации жилого дома
При разделении жилого дома и земельного надела необходимо размежевание, а также прилагаются документы о выкупе доли, договор о разделе, дарственная на долю жилья.
Если имеются постройки, которые увеличили здание или жилой дом в цене и перевели в категорию имущества другого, улучшенного характера, то регистрация необходима. Например, изменилась этажность дома. В этом случае прилагается разрешение на преобразование или перестройку. Если этого документа нет, то необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации и получить необходимое разрешение.
Если дом сгорел, как снять строение с кадастрового учета? Бывают ситуации, когда дом сгорел вместе с документами. В этом случае придется восстановить необходимые правоустанавливающие бумаги.
Заключение пожарного надзора устанавливает причину пожара и не является официальной бумагой для снятия с регистрации. Необходимо будет заключить соглашение с кадастровым специалистом на выполнение услуг обследования. Для этого следует узнать информацию о специалисте в госреестре.
На объект будет начисляться налог до момента официального аннулирования регистрации в госреестре. Поэтому при ликвидации недвижимого имущества следует незамедлительно осуществить процедуру снятия с учета дома.
Снятие с кадастровой регистрации земельного участка
Оформление необходимо при сложении наделов в один и разделении на несколько. Предоставляется заявление всех владельцев участков.
К документам прилагается:
- межевое дело, оформленное геодезистами и кадастровым инженером;
- акт о получении межевых знаков владельцами;
- согласование земельных рубежей между соседями.
Действия с земельными наделами разрешаются только для владельцев. Аренда земли, которая находится в постоянном пользовании, запрещает любые операции без разрешения собственника, муниципалитета.
Если земля изымается в интересах государства или муниципалитета, то прилагаются административные решения. При принудительном изъятии — судебной инстанции.
Снятие с учета регистрации квартиры
Если жилой дом установлен аварийным или подлежит демонтажу, сносу, то отдельной документации для снятия с регистрации квартир не требуется, а также:
- для реконструкции внутренних новшеств жилья;
- продажи долевой собственности без оформления в статус коммунальной.
Как снять с регистрации в кадастре несуществующую недвижимость
Порядок подачи документов:
- Сдать лично документы в Росреестр или МФЦ.
- Направить в электронном варианте на сайте Росреестра.
- Отправить через почту заказным письмом с уведомлением.
Если письменное обращение направляется почтой с уведомлением, то необходимо подпись заверить нотариально.
Возможно приостановление процедуры снятия несуществующего объекта сроком на три месяца, если заявитель обратился в судебные органы с иском. Если решение суда не предоставлено, то процедура завершается.
В кадастре будут значиться вместо сведений об объекте статус «снят с учета» и последствия снятия одинаковые независимо от причин.