Суть кадастра недвижимости — что это и для чего нужно

Новый городской микрорайон

Кадастр недвижимости – это самый важный инструмент сбора информации о различных объектах данной сферы. Он организован в виде перечня документов, содержащих эту информацию.

История кадастровой отрасли

Если кратко, то проблема учета недвижимости существует давно, и первое упоминание о ней доходит еще из X века. Само слово «кадастр» имеет латинские корни, и во всех языках у него один смысл – это своего рода опись или перечень. В то же время он является универсальной и удобной в применении формой учета.

1765 год: в России создали государственную комиссию по определению границ земельных участков. Комиссии предстоял огромный объем работы, который она завершила только к началу XΙX века. В итоге были собраны данные не только о земельных участках, но также о лесном фонде, городских землях и даже по каждому отдельному подворью.

В эпоху Советского Союза учет земель почти не велся, потому что вся земля в то время считалась общей. Существовали только бюро технической инвентаризации, которые вели учет различных зданий.

1997-1998 гг.: начала формироваться сфера регистрации недвижимости и прав на нее. Был создан Роскадастр. Позже появились Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП) и Госкодастр недвижимости (ГКН). Каждая из этих организаций выполняла свои функции, но они во многом повторяли друг друга. Для получения услуги из Росреестра нужно было два раза подавать одинаковые документы.

В 2015 году приняли ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости», в котором эти две структуры объединили в одну.

Теперь любой человек или любое юридическое лицо обращается только в Роскадастр с заявлением и по нему получает все услуги. Ему выдается выписка из Единого госреестра недвижимости (ЕГРН).

Что собой представляет кадастр, его содержание

Кадастр недвижимости представляет собой свод всей информации о недвижимости и прохождении границ нашего государства, границ всех областей, городов, поселков, деревень, других населенных пунктов и территорий.

Все сведения, которые хранятся в кадастре, можно разделить на 2 части:
I. Основные сведения:

  • к какому виду относится объект;
  • какой у него номер в кадастре;
  • когда внесены сведения о нем;
  • когда зарегистрирована недвижимость;
  • какие у нее границы;
  • где располагается;
  • какая площадь

Голубой домик стоит на клавишах калькулятора

II. Дополнительные сведения:

  • под каким номером объект был зарегистрирован ранее;
  • другой номер, если таковой был;
  • номер земельного участка, который находится под строением.

В кадастре содержатся следующие данные, которые можно разделить на 3 части:

  1. Список всей недвижимости, находящейся на территории нашего государства.
  2. Архив дел, в которых хранятся все сведения о каждом объекте.
  3. Архив карт, которые содержат в себе полную графическую информацию.

Выписка из реестра содержит в себе все пункты, которые перечислены в таблице выше. Если какие-то данные не вносились в реестр, то в соответствующих графах выписки будут стоять прочерки.

Нормативная база

Осуществление деятельности ГКН регулируется следующими нормативными документами:

  1. Земельный кодекс РФ. Его статьями дано определение видам собственности на землю, уровням участия в земельных вопросах государственных органов, правам владельцев участков земли, принципам учета земель, порядку урегулирования различных споров.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации. В нем установлены основы ведения лесного хозяйства.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Это закон Российской Федерации, регулирующий отношения в гражданско-правовой сфере.
  4. Жилищный кодекс РФ. Это основной закон в сфере регулирования отношений, связанных со всеми типами жилых и нежилых помещений, их надлежащим использованием и правами граждан России в данной отрасли.
  5. Водный кодекс РФ. Это закон, регулирующий права и обязанности в сфере водопользования. В нем все водные объекты представлены как одна из ключевых составляющих окружающей среды. Основной задачей данного кодекса является сохранение всех водных биологических ресурсов, а также растительного и животного мира, обитающих в этой среде.
  6. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Это основной закон, который регулирует все права и обязанности в сфере градостроительства на территории России.
  7. Федеральный Закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года.
  8. Конституция РФ.

Цели, назначение и принципы осуществления деятельности

Основные цели ГКН заключаются в обеспечении:

  • регистрации или снятия с регистрации любых объектов недвижимости;
  • централизованного учета земель и контроля их использования;
  • разработки мер по планированию и регулированию пользованием землей;
  • оценки стоимости данного вида имущества;
  • централизованной регистрации права;
  • юридической защиты прав всех физических и юридических лиц, связанных с использованием недвижимости;
  • доступа к полной и достоверной информации.

Главным назначением ГКН является обязательное нахождение в реестре достоверных сведений о характеристиках любого объекта недвижимости и данных о его местоположении.

Деятельность ГКН основана на соблюдении нескольких важных принципов:

  1. Единство технологии ведения учета и контроля на всей территории России.
  2. Актуальность и доступность всех данных, находящихся в реестре, любым физическим и юридическим лицам (за исключением данных, которые являются государственной тайной).
  3. Систематическое обновление сведений.
  4. Сопоставимость всех сведений, находящихся в кадастре недвижимости, с данными других государственных органов.

Только строгое соблюдение принципов обеспечивает возможность полноценного функционирования ГКН, важная цель которого – систематизировать данные об объектах недвижимости.

Объекты и субъекты ГКН

Объектами в кадастре считаются все участки на поверхности земли, подземные области, различные участки водной сферы. Отличительной чертой всех этих объектов является то, что их невозможно переместить в другое место без причинения им порчи или ущерба. Также объектами являются лесные массивы, искусственные насаждения и прочее.

Участок земли имеет обязательные признаки – он находится на поверхности земли, и его границы четко определены по требованиям закона. К иным объектам недвижимости относятся все искусственно возведенные постройки как на земле, так и под ней, перемещение которых без причинения вреда тоже невозможно.

Субъектами в кадастре считаются все граждане, юридические лица и различные хозяйствующие организации. Они подразделяются по форме прав обладания и по статусу хозяйствования. В кадастре вся собственность разделена условными границами между регионами. Эти сведения закодированы, и у каждого объекта определен собственник. Под субъектом понимаются правообладатели, которые имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться объектом. Субъект может быть наделен безусловной формой владения – собственник, а также условной, то есть пожизненным владением без права передачи по наследству или с правом передачи.

Как работает новый ГКН

В настоящее время ГКН и ЕГРП работают совместно и выполняют следующие функции:

  1. Регистрация и хранение всей информации по объектам недвижимости.
  2. Регистрация и хранение всей информации по правам и обременениям на землю.
  3. Регистрация и хранение информации о границах земельных участков.
  4. Учет кадастровых дел.
  5. Учет кадастровых карт.
  6. Учет документов Роскадастра.

Мужчина изучает по карте местность

Сейчас кадастр недвижимости объединяет в себе несколько структур, каждая из которых занимается своими задачами, в соответствии с ФЗ №218 от 2015 года.

ФЗ вступил в силу в полном объеме лишь в 2017 году. Свидетельства о государственной регистрации перестали выдавать в 2015 году.

Какую силу имеют выданные ранее документы

Ни в одном нормативном акте ничего не сказано о том, что документы, которые выдавались ранее Росреестром, утрачивают свою силу. Но нужно учитывать и ряд замечаний при совершении новых сделок с недвижимостью:

  1. Совершая такую сделку, обязательно нужно заказать выписку.
  2. Желательно раз в 3—5 лет заказывать выписку из ЕГРН, чтобы получать обновленные сведения, если таковые появились в Роскадастре.

Если в нем происходят какие-то изменения, то собственник недвижимости об этом не извещается. Узнать о таких изменениях можно, только лично обратившись за выпиской.

Всем собственникам рекомендуется до 2020 года самостоятельно подать в реестр сведения по уточненной кадастровой стоимости своего имущества. Если эти данные не подать, то Роскадастр проведет сам переоценку недвижимости.

За выдачу любой информации обязательно взимается плата в установленном законом размере.

Важные нюансы

Случается, что в регистрационных документах допускаются ошибки. Их нужно исправлять. Для этого необходимо заполнить заявление, уведомляющее об ошибке, и предоставить его сотруднику Росреестра либо через портал государственных услуг, либо почтой. Также нужно будет приложить пакет документов, подтверждающих наличие ошибки. Госпошлину платить не придется. На рассмотрение таких заявлений отводится 5 дней. О решении после рассмотрения заявитель будет извещен письмом с результатом проверки. Затем владельцу объекта отправится копия исправленного документа и кадастровый паспорт. В случае если ошибка не найдет своего подтверждения, то ни заявитель, ни собственник объекта извещаться не будут. Если такое решение заявителя не устроит, и он сможет обратиться в суд. Если же и суд откажет, то дальше придется обращаться в вышестоящую инстанцию.

Договор, ключи, линейка

Есть ситуации, когда собственник обязан обратиться в Росреестр:

  1. Меняется площадь участка.
  2. Меняется адрес объекта.
  3. Закончилось строительство.
  4. Необходимо сообщить новую кадастровую стоимость.
  5. Появились новые объекты, которые необходимо поставить на учет.
  6. Необходимо снять с учета ликвидированные объекты.
  7. У объекта поменялось назначение.
  8. На объект наложено ограничение.
  9. Изменилось название.

Для этого в Росреестр подается документ о праве собственности, а также некоторые дополнительные документы. Их перечень для каждой ситуации будет составляться персонально. Срок внесения изменений – 18 дней. Если обращение было через МФЦ, то срок увеличивается до 21 дня. Стоимость услуги: для физических лиц – от 200 до 800 рублей, для юридических лиц – более высокая ставка.

Ссылка на основную публикацию