237 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Бумаги, графики, дома, калькулятор, ручка

Государственная кадастровая оценка земельной собственности является неотъемлемой частью любой операции, которая проводится относительно недвижимого имущества граждан РФ. Регулируется деятельность по оцениванию кадастровыми организациями ЗУ 237 ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Что регламентирует ФЗ-237

Законопроект о создании такого ФЗ был принят в 2016 году. Главной целью этого законодательного акта является определение стоимости недвижимой собственности. Определяется цена земли для следующих целей:

  • налогообложение имущества граждан РФ;
  • продажа земли;
  • смена типа ЗУ;
  • другие цели.

Стоимость жилья или участка сельскохозяйственного назначения определяется на основании кадастровых показателей, а также на основании мониторинга экономической ситуации на рынке недвижимой собственности.

Краткое описание и разъяснение ФЗ № 237

Новый закон вступил в силу в 2017 году. В структуре нового законодательного акта насчитывается 25 статей, которые регулируют правоотношения граждан и юридических лиц в сфере оценивания земли. НПА содержит информацию о процедуре проведения оценивания имущества о том, как проводится экспертиза, каким образом рассматриваются возникшие административные споры по кадастрам и т. д.

В ФЗ сообщается о том, что регулируется оценки кадастровых организаций властным исполнительным органом на нормативном уровне. Этот исполнительный властный орган отвечает за разработку политики государства в сфере предоставления кадастровых услуг.

В четвертой статье этого ФЗ говорится о принципах, которые стали основой для проведения оценивания земельной собственности.

К принципам осуществления экспертизы относятся:

  1. Принцип системности методов оценивания ЗУ.
  2. Непрерывный мониторинг сведений о стоимости недвижимого имущества.
  3. Экономическая обоснованность проведения оценки собственности.
  4. Независимость.
  5. Возможность проверить итоги кадастрового оценивания.

В шестой статье 237 ФЗ содержится информация о том, в каком порядке проводится такая процедуры. Выполняется оценка земель по следующим этапам:

  1. Сбор информации о цене типа собственности на рынке недвижимой собственности.
  2. Анализ полученных данных
  3. Поиск оснований и принятие решения об осуществлении оценивания кадастровой стоимости недвижимого имущества
  4. Определение цены ЗУ по кадастру
  5. Подготовка отчета, который содержит информацию об итогах оценочных мероприятий
  6. Утверждение уполномоченным органом результатов оценивания

В проекте нового закона было представлено предложение о создании государственного института, который имеет право на осуществление оценки стоимости недвижимого имущества. Это предложение было принято законодательными властными органами, вследствие чего были созданы бюджетные учреждения. Кадастровые государственные учреждения стали с 2017 года единственными организациями, которые вправе осуществлять оценку земель. По закону такая организация вправе оказывать оценивающие услуги и должна иметь в своем составе квалифицированных на проведение оценивания сотрудников.

Новый ФЗ утверждает то, что теперь оценка земельных владений производится не частными организациями, а бюджетными учреждениями, которые установлены государственными властными структурами. Это позволит обеспечить законность и достоверность оценивания стоимости земельной собственности.

Мужчина считает стоимость покупки дома на калькуляторе

Важно! Кадастровое оценивание земельной собственности может проводиться только сотрудниками кадастровых организаций, которые имеют право на осуществление такого рода деятельности. Документ, подписываемый лицом, не уполномоченным осуществлять такую деятельность, является недействительным.

В десятой статье ФЗ сообщается о требованиях, которые применяются к сотрудникам организации, практикующей оценивание недвижимого имущества.

К ним относится:

  • наличие высшего уровня образования в областях, которые устанавливаются российским законодательством;
  • исключение судимости в экономической сфере общественной жизни (то есть неснятой или непогашенной судимости);
  • исключение судимости за совершение тяжких правонарушений;
  • наличие российского гражданства.

Организация, которая назначена уполномоченной на проведение экспертизы, вправе устанавливать дополнительные правила при приеме на работу сотрудников.

В ФЗ говорится о том, что такие организации имеют право обратиться в федеральный властный орган, регулирующий правоотношения в сфере кадастрового оценивания, за недостающей информацией.

Новый ФЗ также устанавливает сроки проведения кадастрового оценивания недвижимого имущества. Так, провести оценку можно не чаще, чем один раз за три года. Но в городах федерального значения срок проведения экспертизы сокращен – один раз за два года. Оценивать недвижимое имущество стоит не реже, чем один раз за пять лет. Исключениями являются срочные внеплановые проверки, которые необходимы для установления законности процедур, производящихся в отношении недвижимой собственности.

К сожалению, не всегда уполномоченные организации правильно оценивают стоимость земельных участков. В случае неверного определения цены ЗУ физические и юридические лица, которые владеют им, вправе обратиться в кадастровую фирму с целью оспорить решение, являющееся недостоверным, по мнению собственника земли. Оспорить решение уполномоченной организации вправе не только физические и юридические лица, но и государственные властные структуры, а также органы местного самоуправления.

Комиссия по рассмотрению спора на тему неверного оценивания стоимости земельного владения создается самой уполномоченной организацией. Если решение оспаривания будет негативным для пострадавшего, то он вправе обратиться в судебные органы с иском против кадастровой организации, которая предоставила недостоверные данные после проведения проверки цены имущества.

Вообще, контроль за деятельностью уполномоченных на оценивание организаций осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, картографии и кадастра, а также Земельной кадастровой палатой.

Взаимодействие статьи с другими нормами

Данный ФЗ взаимодействует с иными НПА и кодексами, которые регулируют отношения в области оценивания недвижимого имущества граждан и организаций Российской Федерации.

Например, если оценка земельной собственности производится на основании того, что у собственника недвижимого имущества возникла необходимость установления стоимости налогообложения, то в такой ситуации поможет Налоговый кодекс РФ.
В случаях, когда определить стоимость земельного владения по кадастру необходимо в ситуации заключения договора о купле-продаже недвижимого имущества, следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ. Этот кодекс регулирует правоотношения, которые возникают в процессе покупки или продажи земельной собственности.

Настоящий ФЗ взаимодействует и с иными НПА, которые относятся к области строительства и градостроительства. Разумеется, важнейшим НПА в земельной сфере является Земельный кодекс РФ. Регулирующий правоотношения по поводу установления стоимости на землю, что зависит от ситуации, для которой производится оценка.

Нивелир на фоне стройки

Пример применения из практики

В российской судебной практике существует достаточно примеров судебных разбирательств по поводу неверной оценки земельной собственности.

Например, в 2011 году в Западно-Сибирском округе произошло судебное разбирательство по вопросу недостоверного оценивания недвижимого имущества.

Обращение в уполномоченную организацию (Росреестр) было произведено ОАО. Этой организации принадлежали земельные участки, на которые у нее было право собственности, а вследствие и безвозмездного использования. Оказалось, что в Управлении Росреестра уже содержатся сведения о проведении оценки, то есть они были подтверждены уполномоченным органом.

В ответ на это открытое акционерное общество произвело обращение в судебные органы о нарушении порядка внесения в государственный кадастр сведений о стоимости земельной собственности.

В суде первой инстанции было принято решение в пользу истца и признавалось, что внесение информации в Росреестр противоречит законодательству РФ.
Таким образом, требования истца повлекли за собой дополнительную проверку, которая вскрыла недостатки проведения оценки земельной собственности, вследствие чего информация о стоимости земли была дополнена и изменена в Управлении Росреестра.

Большинство примеров из российской судебной практики показывают, что законодательство в основном стоит на стороне истца. Чаще всего проводится дополнительное оценивание уполномоченной организацией для утверждения подлинности принятого ранее решения.

Последние изменения

Новый ФЗ, который был принят в 2017 году, внес ряд изменений в систему оценивания земельной собственности. Например, теперь проведение экспертизы осуществляются специальными «бюджетными организациями», а не частными компаниями. Эти учреждения постепенно создаются в каждом субъекте страны.

ФЗ устанавливает ряд условий для нанимаемых сотрудников, которые будут заниматься столь ответственной деятельностью.

Настоящий Федеральный закон устанавливает сроки на проведение оценивания недвижимого имущества. Кроме того, определены причины для проведения внеплановой проверки, например, если индекс рынка недвижимости снизился на 30% и более с момента последнего проведения оценивания стоимости ЗУ.

Мужчина в форме стоит в поле и смотрит в глазок нивелира

Закон сообщает о способах оспаривания решений по поводу цены собственности, которые приняты государственным учреждением.

Кроме того, с принятием законодательного акта и развитием интернет-технологий у граждан появилась возможность узнать о стоимости своего недвижимого имущества. Такая возможность создана на сайте Российского реестра. Справку о цене земельного надела, которая получается посредством онлайн-сервисов, можно получить в МФЦ.

Важные нюансы

Собственникам земельного имущества стоит учитывать, что проведение оценки стоимости земли важно как для государства, так и для самих владельцев недвижимого имущества. Это связано с тем, что стоимость земли по кадастру постоянно изменяется. Например, если участок из сельхозназначения переведен в индивидуальную жилищную собственность, то его стоимость значительно увеличивается. Кроме того, стоимость зависит от того, какова на момент проведения с ним операций ситуация на рынке недвижимости.
При уточнении границ ЗУ, увеличении или уменьшении площади земли и иных процедурах цена на земельную собственность также изменяется.

Таким образом, ФЗ №237 регулирует правоотношения в сфере кадастровой оценки земельной собственности. Оценивается в рамках этой процедуры недвижимость граждан и организаций России. Принятый в 2017 году нормативно-правовой акт значительно упростил процедуру проведения оценки. Кроме того, теперь проведение оценивания становится наиболее надежным, ведь в настоящее время провести проверку стоимости имущества вправе только специальные организации, полномочия которым дало государство. Новый закон обеспечивает надежность и достоверность информации, которая получается при оценке земель.

Ссылка на основную публикацию