Проект планировки территории (ст. 42 по Градостроительному кодексу РФ)

Проект многоэтажного дома

Статья 42 Градостроительного кодекса РФ является одним из важнейших правовых актов, созданных в современной России. Это подтверждает судебная практика (подробные примеры будут приведены ниже). Дела, связанные с данной статьёй, рассматриваются наиболее часто (сравнительно с другими делами в сфере строительства, недвижимости и пр.). Но исходя из современной действительности явных нарушений подрядчиками норм, приведённых в статье, необходимо ужесточить наказание за её нарушение и проводить более чёткий мониторинг исполнения приведённых требований.

Данная статья регламентирует

  1. Принципы подготовки проекта планировки с установлением границ и зон будущей застройки.
  2. Составные элементы проекта планирования и способ подтверждения законности этого проекта в уполномоченных структурах.
  3. Порядок составления главной части проекта планировки:

а) чертёж, обязательно содержащий:

  • красные линии, то есть подтверждённые представителями муниципальной власти региона, в котором будут располагаться объекты линейного строительства;
  • зоны, показывающие элементы структурированного планирования, которые существуют в данный момент времени;
  • разграничения, очерчивающие зоны капитального строительства на данной территории.

б) Описание дальнейшего территориального развития, планируемого в ходе осуществления проекта (плотность застройки, жилищно-коммунальное хозяйство, система организации транспорта.

в) Очерёдность территориального развития, планируемого в процессе осуществления проекта (реконструкция, перечень задач по развитию коммунального хозяйства, способы обеспечивания граждан всеми благами и услугами, объекты промышленного, общественного и делового назначения в соответствии с нормами жилищного кодекса).

Проект-дизайн двора частного дома

  1. Материалы, необходимые для обоснования проекта планировки:
  • карта, на которой будет указана планировка и структура территорий, принадлежащих какому-либо поселению или муниципальному району (с обязательным установлением границ);
  • инженерные изыскания, которые должны войти в объём, предусмотренный программой тех же самых инженерных изысканий (программа разрабатывается исполнителем проекта);
  • обоснование границ тех зон, которые будут подвержены капитальному строительству (зоны линейного строительства указывать необязательно);
  • транспортная система, в которой должен быть отражён механизм работы общественного транспорта, пешеходных зон и прогнозы, указывающие на возможные требования граждан к транспортной системе;
  • объекты, представляющие культурную ценность, а именно предоставление схемы, показывающей разграничение территорий, принадлежащих этим объектам с указанием точного расстояния до каждого (при наличии таковых);
  • зоны особого использования (санитарные зоны, находящиеся под контролем Госзеленстроя, природоохранных структур и прочих силовых ведомств);
  • соотношение параметров будущего объекта с местом нахождения остальных объектов, принадлежащих муниципальным ведомствам с учётом установленных правил землепользования;
  • схема, которая должна отображать нахождение объектов капитального строительства (линейные — исключены), реконструируемых и подлежащих к сносу объектов, включая недострои;
  • возможные способы застройки указанной зоны с учётом планирования возможных объектов, установленных в ходе строительства;
  • меры безопасности при возможных природных катаклизмах и техногенных катастрофах, действия и мероприятия в случае чрезвычайных ситуаций и методы обеспечения гражданской обороны;
  • действия, направленные на защиту окружающей среды;
  1.  Исключительное право Правительства Российской Федерации на установление норм содержания проекта планировки территории.

Строительная техника в работе

Краткое описание комментариев к Ст. 42 Градкодекса РФ

Комментарий 1

Основными объектами, подверженными комментариям Закона, являются кварталы и микрорайоны. Остальные составляющие проекта планирования не подлежат упоминанию в каких-либо специально отведённых нормативных актах, из чего следует полагать, что они регулируются в соответствии с другими нормативными актами, влияние которых распространяется на части территорий населённых пунктов.

По Земельному кодексу РФ основным аспектом выявления границ населённого участка является фактическое использование населённых территорий. Пограничные зоны участка должны быть установлены с учётом красных линий и территорий соседних земельных участков.

В комментарии к статье особенно уделено вниманию тому, каким образом должны быть регламентированы красные линии, их определение и требование к установлению в соответствии с требованиями Госстроя, пожарной безопасности и ряда других государственных структур. Всего почти два десятка законодательных актов регулируют установление границ планируемого проекта. Безусловно, границы того или иного объекта являются важнейшей частью любой градостроительной системы, однако необходимость стольких мер вызывает неоднозначную реакцию в строительном обществе, так как соответствие всем этим нормам, а главное, доказательства соответствия (справки, комиссии) требуют немалых дополнительных денежных средств (уплата госпошлин, приглашение специалистов, труд юристов и пр.) и времени

Комментарий 2

В новой редакции ст.42 присутствует комментарий, в котором делается акцент на цели, устанавливаемые автором проекта планирования территории. Существуют две главные цели: выделение размеров во всех возможных методах измерений (горизонтально, вертикально) будущей постройки и обозначение и регулирование зон, подверженных капитальному строительству. В Приказе Министерства финансов Российской Федерации чётко представлены элементы, входящие в планировочную структуру. В комментарии также определяется, что представляют из себя параметры развития структурных элементов планируемого объекта. Этот момент особенно часто можно встретить в хрониках судебных заседаний, так как по некоторым очевидным причинам строителям невыгодно обращать внимание на планирование дальнейшего развития структурных элементов плана. Опять же, как и в первом комментарии, речь идёт и о красных линиях, то есть линиях, разграничивающих территории, принадлежащие либо государственной собственности, либо частной (общего и частного использования). К общим территориям относятся места, в которых имеет право находиться любой гражданин России. Этой нормой часто пренебрегают недобросовестные чиновники, имеющие влияние в судах ил иных властных структурах. Необходимое отношение по форме чертежа красных линий: он должен быть выполнен в масштабе один к двум тысячам на специальной кальке, расчерченной дециметровыми квадратами.

Судебная практика по статье 42 Градостроительного кодекса РФ

В российской судебной практике, как уже писалось ранее, эта статья имеет значительную актуальность. Практически каждый месяц решениями Арбитражного и Мирового судов отказывается (отказ происходит в подавляющем большинстве заседаний) в кассационных жалобах подрядчиков на запрет строительства какого-либо объекта муниципальными органами. Присутствие большого количества норм и ссылок на законодательные акты практически не оставляет шансов истцу на удовлетворение его риска, но, несмотря на это, жалобы в суды России продолжают поступать.

Рабочий создает ландшафтный дизайн двора дома

Например, двадцать второго сентября 2017 года в Арбитражный суд Поволжского округа города Казани был направлен иск от одного закрытого акционерного общества, которое требовало отменить решение комитета муниципального образования об отказе в предоставлении земельного участка. Но ещё в 2011 году такой же договор аренды был признан незаконным, что и сыграло решающую роль в этом деле. Сработал так называемый судебный прецедент, то есть одна из форм источников права, по которой решения по тому или иному вопросу, принятые судом ранее, будут действовать таким же образом по отношению ко всем последующим делам. Это доказывает невозможность с помощью подобных доводов, представленных в кассационной жалобе отменить решение, принятое во власти того или иного региона. Постановлением судьи Арбитражного суда закрытому акционерному обществу отказано в кассационной жалобе, а постановление муниципального образования оставить, соответственно, без каких-либо изменений.

Далее второго ноября того же года уже Верховный Суд России рассматривал кассационную жалобу индивидуального предпринимателя на постановление Арбитражного суда города Астрахани, по которому индивидуальному предпринимателю было отказано в предоставленной Администрации Астрахани территории. По словам истца, действия суда нарушали сразу несколько видов прав, а также КоАП РФ. По решению судьи Верховного суда жалоба не была передана на рассмотрение коллегии судей Верховного суда по спорам, имеющим экономическую составляющую (в особо сложных случаях это происходит). Постановление выносилось сразу тем же самым Верховным судом Российской Федерации без привлечения специалистов, по которому в кассационной жалобе закрытому акционерному обществу было отказано, а решение Арбитражного суда города Астрахани осталось в силе.

Найти постановление какого-либо суда, в котором судья был бы согласен с кассационной жалобой общества или предпринимателя в доступных архивах практически невозможно, и любое обращение в суд по этому вопросу становится фактически бессмысленным, так как размытость формулировок и правовых нюансов не оставляет шансов истцу получить нужное ему постановление.

Взаимодействие статьи 42 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами

Регулирующая градостроительство статья 42 часто рассматривается сопряжённо со статьёй 43 того же кодекса, которая регламентирует составление проекта межевания территории. Определение границ земельного участка в горизонтальной плоскости (чем и является межевание) связано с планированием строительства в вертикальной плоскости (регламентировано 42 статьёй).

Кроме того, вся пятая глава ГрК, регулирующая планировку территорий, касается кадастровых и иных схожих областей российского права. Например, п.9 48 статьи повествует о деятельности органов исполнительной власти. Поэтому если говорить о взаимодействии сорок второй статьи с какими-либо ещё, то стоит указать всю пятую главу, которая хоть и не так часто, как сорок третья, но упоминается на судебных заседаниях.

Трактор равняет строительный песок

Важные моменты, не указанные в статье

К проекту планировки может быть прикреплена специальная пояснительная записка, в которой создатель проекта указывает:

  • информацию об экологии на данной территории;
  • состояние общественного имущества, объектов, представляющих культурную ценность;
  • работа общественного транспорта;
  • организация социокультурной жизни будущих жителей.

После подтверждения проекта планировки на местности должны быть вынесены красные линии и границы будущих зем.участков, только выполнив это с разрешения уполномоченных органов можно начинать строительство.

Проект планировки (получивший утверждение государственными органами) является документом, и все действия застройщика должны строго совпадать со всеми оговорёнными в проекте нюансами.

Подводя итог, нужно сказать, что, несмотря на сложность, размытость некоторых определений, статья 42 градостроительного кодекса РФ играет важнейшую роль в российском правовом поле. Вряд ли её возможно как-либо упростить, отменить какие-либо положения, представленные в ней, хотя судебная практика показывает, как юристы и адвокаты нередко пытаются доказать безосновательность и ненужность таковых. Только соблюдая всё содержание этой регулирующей отрасль градостроительства статьи, можно избежать проблем с правоохранительными органами и судами. И перед созданием любого крупного строительного проекта необходимо проконсультироваться с опытным юристом.

Ссылка на основную публикацию