Федеральный закон 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса», последняя редакция с изменениями

Фото 1

В 2004 году был введен в действие ФЗ 191 Градостроительный кодекс с изменениями. Что представляет из себя этот закон, и как он выглядит его текущая редакция?

Что регламентирует Федеральный закон

Как следует из названия, этот акт регулирует введение в силу Градостроительного законодательства РФ. Он устанавливает последовательность, в которой следует вводить положения этого нового кодекса, когда и как должны применяться определенные приложения до оговоренного срока. Также он очерчивает необходимый для ряда мероприятий перечень документации.

В нем граждане заранее предупреждаются о том, что в 2010 году аннулируются определенные лицензии, даже если их срок был продлен.

Вообще этот акт полностью регулирует все моменты, связанные с нововведенным, на момент своего принятия, кодексом Российской Федерации: по градостроительной деятельности, стройке, инженерным работам и пр.

Краткое описание законодательного акта

Прежде чем перейти к описанию самого акта, нужно сказать, что он несколько раз подвергался редакции, и в последний раз это было в 2018 году, и на текущий момент одна из статей полностью утратила силу. Также утратившими силу являются и некоторые пункты. То есть закон не лежит неизменным документом, а постоянно дополняется, улучшается, из него убирается лишнее, и вообще он всячески приводится в соответствие действительным нуждам.

Теперь посмотрим на сам закон. Что он из себя представляет? В нем более тридцати статей, одна из которых на данный момент силы не имеет. Тем не менее по порядковым номерам статьи заканчиваются на номере 18. Это произошло, потому что третья, четвертая, десятая и семнадцатая статьи значатся сперва «3», потом «3.1, 3.2, 3.3». Четвертая статья так доходит только до второго номера, десятая аж до тринадцатого, а семнадцатая — до третьего.

Многие из статей состоят из нескольких частей, но также есть и те, в которых всего одна. Перечислять количество частей в каждой статье не имеет смысла, поэтому перейдем сразу к краткому содержанию действующих статей.

Первая статья оглашает введение Градостроительного кодекса РФ с того момента, как он будет опубликован официально.

Вторая устанавливает, что вся документация по градостроению остается действовать, но только в том случае и в тех своих частях, что не противоречат новому кодексу.

Фото 2

В третьей статье уже есть несколько частей. Все они регулируют введение определенных частей и положений Градостроительного кодекса, указывая, когда какая из них начнет и как будет действовать. Так, например, говорится, что определения 4 ч. 9-й ст. не будут применяться к определенным решениям, цель которых — постройка объектов, имеющих муниципальное назначение, на поселенческих землях.

Статья 3.1 на данный момент утратила силу. Ее дополнительно ввели в 2007, и уже в 2011 она перестала существовать.

Ст. 3.2 регулирует предпринимательство в сфере инженерно-строительных работ и капремонта. Там же приводятся виды лицензий, что будут временно разрешены, и оговаривается, когда они прекратят свое действие. В этой же статье говорится и о возвращении взносов в организацию при окончании членства в ней.

В статье 3.3 говорится о том, что будет в 2017 году. Прописывается, кто не будет допущен до выполнения определенных работ, до каких работ допускаются люди, не имеющие определенного свидетельства до 2017 года. В этой же статье речь идет о других деталях работы бизнесменов в данной области и о компенсациях от саморегулируемых организаций. В том числе там устанавливается порядок уведомления о выходе из таких сообществ.

Далее следует четвертая статья, и в ней говорится о распоряжении угодьями. Оговариваются все моменты, которые имеют значение до вхождения в силу определенных документов. Так, например, говорится, что составление плана надела необязательно для принятия объекта, если одобрение на его возведение было выдано до того, как появился ГрК.

Ст. 4.1 в п.№1 сообщает о том, что происходит, если нет генплана горокруга, поселений, расположенных в столичной области, или если такие планы на 01.07.2016 (но не позже конца 2017 года). Тогда ЗУ включаются/исключаются из поселений властями регионов федерации. Исключения будут составлять города фед.значения.

Затем эта статья рассматривает проблематику:

  1. Потребность установить/поменять вид разрешенного применения территории и включения/исключения их из пределов населенного пункта. Решается и, например, исключение, и изменение его вида использования одновременно.
  2. Установление порядка этой процедуры. Что для нее необходимо, как должна проходить и в какой последовательности. Под это отведено 25 частей с несколькими подпунктами, и все рассмотрено в мельчайших подробностях. Обязанности властей, возможность обжаловать решение в суде, необходимые документы.

Фото 3

За 4.1 следует ст. 4.2. В ней две части, и они полностью посвящены Москве и кому/какие решения переданы по строительным и проектным работам в столице.

Следующая ст. №5 в начальной части устанавливает необходимость передачи данных градостроительного кадастра в местные органы. И, если кратко, то вся эта статья посвящена разработке и отладке инфосистем обеспечения деятельности в градостроительстве.

Дальше очередь шестой статьи. В ней две части, и они посвящены проверке на корректность документации по всем проектным и строительным работам и утверждению межевых планов. Устанавливаются правила, которые действуют в тот период времени, когда еще не начали действовать соответствующие технические регламенты.

Седьмая часть поясняет, что до приведения в соответствие новому кодексу остального законодательства могут применяться прежние нормативные акты, действующие на текущий момент и не противоречащие ГрК.

Восьмая статья рассказывает о том, как обстоит дело с документами на строительство и приемку объекта, выданными до установления определенной формы. Если они приняты ранее, до того как ГрК был принят. Их выдают муниципальные администрации и органы исполнительной власти (либо федеральные, либо субъекта РФ).

Важно! Особенно подчеркивается, что до 01. 03. 2020 разрешение на ввод здания ИЖС не требуется. Также необязательно предоставлять его для того, чтобы провести техучет этого строения, даже для оформления техпаспорта данного объекта.

За восьмой следует девятая статья. Она говорит о том, к чему применяется Грк РФ.

Далее идет 10 ст. Там уточняется, до какого срока длятся полномочия МСУ по градостроительству, которые предусмотрены соответствующим кодексом.

Следующая, под номером 10.1, статья посвящена градостроительству в связи с Олимпиадой Сочи-2014.

За ней идет часть 10.2. Она о соответствующей деятельности во Владивостоке во время саммита на форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое содружество».

Ст. 10.3 уточняет, что на территории «Сколково» все градостроительные мероприятия тоже регулируются таким же кодексом.

В ст. 10.4 речь идет об установлении особенностей капремонта в целях реализации регпрограмм по ремонту. Имеется уточнение и о том, что будет необходимо сделать, если ремонт подразумевает какие-то улучшения, например, замена конструкций.

В статьях 10.5, 10.6 и 10.7 говорится о:

  1. Регламентировании всех взаимоотношений в связи с возведением тех объектов , к которым применяются положения о присоединении к столице и введении изменений в зак.акты РФ.
  2. Порядке градостроительства в связи с КМ-2017 и ЧМ-2018 по футболу.
  3. Установлению всех моментов работы в связи с созданием кластеров опережающего социального и экономического развития РФ в области градостроения.

Статьи с 10.8 по 10.13 устанавливают:

  1. Чем регулируется деятельность по градостроению на землях, относящихся к международному медкластеру.
  2. Что утверждает реновационную деятельность жилфонда.
  3. Что градостроительные мероприятия на Тамани и Керченском полуострове, связанные с возведением транспортной инфраструктуры устанавливаются соответствующим законом.
  4. Что регламентирует градостроительство на землях инновационных научно-технологических кластеров.
  5. Какие акты регламентируют действия по постройке свободного порта во Владивостоке.
  6. Что устанавливает правила экспертизы проектов тех объектов, что находятся в Калининградском анклаве.

Фото 4

Под номером 11 идет статья, которая признает больше недействительным старый Градостроительный кодекс, а под номером 12 признает не действующей одну из статей № 15-ФЗ от 10. 01. 2003 года.

Номер 13 вносит изменения в № 131-ФЗ от 06. 10. 2003, четырнадцатая статья дополняет пункт в № 184-ФЗ от 06. 10. 1999, пятнадцатая тоже призвана внести изменения, только уже в № 57-ФЗ от 26. 05. 1996 г. в статью об охране государством определенных территорий.

Статья под номером 16 вносит коррективы в Земельный кодекс РФ. Семнадцатая — дополняет № 137-ФЗ от 25. 10. 2001 важным пунктом о предоставлении земельных угодий.

За ней следуют статьи 17.1, 17.2, 17.3. В них речь о том, что допускается для того, чтобы производить учет особенностей регулирования любой градостроительной деятельности в Москве до июля 2017 года, и что возможно до декабря того же года, если не утверждена документация относительно планирования, застройки или же землепользования. Также утверждается, что до 31. 12. 2016 можно, для того чтобы обеспечить целевое использование участков, что находятся в федеральной собственности, принимать решения о переходе территорий из одной категории в другую органам власти и местного самоуправления, а также выдавать разрешения на строительство, если для участка нет установленных правил землепользования и строительства.

Статья 18, заключительная, устанавливает, что определенные части этого закона вступят в силу в октябре 2005 года.

Взаимодействие закона с другими нормами

Поскольку закон не один раз редактировался и делалось это при помощи определенных федеральных законов, тут можно привести целый перечень ФЗ с которыми он взаимодействует:

  1. ФЗ № 111-ФЗ от 21.07.05.
  2. № 20 от 31.12. того же года.
  3. Закон № 93 от 30 июля 2006.
  4. № 311-ФЗ от 30 декабря 2008 года.
  5. № 32, 14 марта 2009.
  6. 93-ФЗ от 8.05 этого же года.
  7. № 174-ФЗ, 17.27.09.
  8. № 273-ФЗ от 25 ноября того же года.
  9. ФЗ № 343 и № от 27 дек. 2009 года.
  10. № 23 18.12.2006 года.
  11. № 69-ФЗ от 10 мая 2007 года.
  12. № 310-ФЗ от 01 декабря 2007 года.
  13. № 324-ФЗ от 04 декабря того же года.
  14. № 66-ФЗ от 13 мая 2008 года.
  15. № 148-ФЗ от 22 июля этого же года.

Фото 5

Редактирование продолжалось до 2018 года, и документы, которые так или иначе связаны с ФЗ-191, далее будут приведены в таблице, начиная с 2010 года и до последнего изменения, что было в феврале текущего года.

2010№ 240-ФЗ от 27.06
№ 243-ФЗ от 28.09
№ 378-ФЗ от 23.12
2011№ 41-ФЗ от 20.3
№ 215-ФЗ от 18.07
№ 246-ФЗ от 19.07
2012№ 93-ФЗ от 25.06
№ 96-ФЗ от 29.06
№ 289-ФЗ и № 290-ФЗ от 30.12
2013№ 43-ФЗ от 5.04
№ 108-ФЗ от 7.07
№ 239-ФЗ от 23.07
№ 411-ФЗ от 28.12
2014№ 171-ФЗ от 23.06
№ 456-ФЗ и № 485-ФЗ от 29.12
№ 499-ФЗ и № 519-ФЗ от 31.12
2015№ 20-ФЗ от 28.02
№ 48-ФЗ от 8.08
№ 102-ФЗ от 20.04
№ 160-ФЗ от 29.06
№ 221-ФЗ и № 250-ФЗ от 13.07
№ 402-ФЗ от 29.12
2016№ 221-ФЗ от 23.06
№ 372-ФЗ и № 373-ФЗ от 03.07
№494-ФЗ от 28.12
2017№ 124-ФЗ от 18.06
№ 141-ФЗ от 01.07
№ 216-ФЗ от 29.07
№ 360-ФЗ от 27.11
№ 393-ФЗ от 5.12
№ 455-ФЗ от 29.12
№ 506-ФЗ от 31.12
2018№ 36-ФЗ от 28.02

Теперь особенно хорошо видно, что с этим законом очень много связанных законодательных документов и последнее изменение было совсем недавно. Будут ли еще изменения в этом году? Время покажет.

Судебная практика

Что касается судебной практики, то можно привести в качестве своеобразного примера письмо Росреестра о предоставлении информации и его же письмо о рассмотрении.

Суть писем заключается в следующем. В региональные подразделения были направлены копии сообщений, которые отправлялись Росреестру по вопросам положения ч. 8 ст. 41 закона № 221 от 24 июля 2007 г. «О госкадастре недвижимости». Теперь от граждан поступают многочисленные жалобы о том, что органы решили остановить кадастровый учет по итогам рассмотрения заявлений по объектам ИЖС. Дальше следуют различные детали, касающиеся дела.

Письмо о рассмотрении заявлений обращает внимание на то, что все органы принимают решения, основываясь на кадастровом законе. По этому же закону любое решение о том, чтобы приостановить или отказать в кадастровом учете, может быть обжаловано в суде. Перед этим в письме подробно указывается на то, что для подготовки технического плана необходимо разрешение на строительство (и случай, в котором разрешение может отсутствовать, и как тогда необходимо поступить).

Это, конечно, не совсем судебное разбирательство, но, во-первых, указание, на то, как следует решить вопрос. Напоминается, что гражданин может совершенно на законном основании в суде оспорить несправедливое на его взгляд решение. А во-вторых, в каком-то смысле второе письмо рассудило спорящие стороны — граждан и отделения регистрационной палаты службы кадастра и картографии.

Фото 6

Важные нюансы

Одной из особенностей будет то, что он, с одной стороны, постепенно вводит в действие отдельные статьи градостроительного кодекса, а с другой — так же постепенно, изменение за изменением, год за годом, меняет свой вид. Теперь ФЗ № 191 о градостроительном кодексе, со всеми изменениями выглядит совсем иначе, чем тогда, когда был только что принят.

Что же касается важных деталей, то без них не обойдется ни один законодательный акт. Среди таких деталей в данном случае будет наличие в нем нескольких «ситуативных» и не утративших силы статей. Например, статья о строительстве для Олимпиады в Сочи. Олимпиада уже давно прошла, а правила, которыми регулировалось градостроение, в данном случае осталось.

Такой же важной особенностью будет наличие отдельных статей для городов федерального значения, Москвы и Санкт-Петербурга.

И, конечно же, важно отметить тот момент, что в данный закон вносятся изменения по нескольку раз в год, и если есть какие-то сомнения относительно того, не потерял ли какой-то пункт актуальность, лучше поискать самую свежую версию. Конечно, если все дела по землевладению ведет юрист, то это его работа, знать что и когда изменилось, но если гражданин сам занимается всеми вопросами, то такой изменчивый закон не помешает проверять хотя бы пару раз в год.

Ссылка на основную публикацию